Становление парусного спорта в Николаеве и создание яхт-клуба

  • 14:57
  • 21.06.2021
55143_26

Месторасположение Николаева позволяет не только развивать портовую отрасль, но и эффективно продвигать водный спорт. Окруженный с трех сторон двумя большими судоходными реками – Южным Бугом и Ингулом, по которым свободно могут плавать как большие морские яхты, так и маленькие открытые шлюпки.

 

Место для строительства яхт-клуба было выбрано в Спасске, который в те времена был пригородом Николаева. На берегу урочища находились три источника, самый большой из них носил название Турецкий (Султанский) фонтан. При реставрации дворца Потемкина (в середине XIX века), фонтан, как и весь дворец, был реконструирован.

Существует легенда, что у этого источника отдыхали Иван Мазепа и шведский король Карл XII, бежавшие после поражения в Полтавской битве. В конце XIX века часть земли Спасска была отдана Николаевскому яхт-клубу.

Первые любители парусного спорта в Николаеве появились еще в XIX веке. Сначала это были одиночные любители, а позднее в конце 80-х годов XIX века был организован союз водного спорта и организация яхт-клуба.

Отцами-основателями яхт-клуба считаются: капитан первого ранга Евгений Голиков, историк Николай Аркас и ученый Владимир Рюмин. Первое собрание желающих вступить в ряды спортсменов состоялось 12 августа 1887 года, всего присутствовали 30 человек.

010vysyvch.jpeg

После собрания газета «Южанин» выпустила заметку по этому поводу:

«Можно искренне пожелать полного успеха этому делу. Учреждение яхт-клуба в нашем городе, портовой городе при большой реке, представляющей все удобства для морского спорта, учреждение, развивающее стремление к морю и службе на нём, – должно было бы свершиться у нас даже ранее, чем, например, в Москве или Воронеже.»

При вступлении в союз каждый платил членский взнос в размере 5 рублей при вступлении в общество и 10 рублей за билет в год. На первом собрании также был разработан устав и создана комиссия, которая определяла порядок вступления в сообщество.

На втором заседании, которое состоялось 22 декабря 1887 года, был избран председатель союза, им был избран Попов. Уже в 1888 году Морское министерство утвердило устав Николаевского яхт-клуба и предоставило место для расположения на реке Ингул. Вскоре был избран первый комитет Николаевского яхт-клуба.

Официальное открытие яхт-клуба состоялось 7 мая 1889 года, в этот день состоялась первая парусная гонка. В 1896 году на территории современного яхт-клуба была построена пристань и открытый павильон, который постепенно превратился в закрытый. Также появилась мастерская и квартира для боцмана, в который была обустроена комната заседаний комитета.

Численность клуба росла с каждым годом, если, например в 1888 году в союз входило 72 человека, то уже в 1903 году – 143 человека. Помещения, которые были построены ранее уже не вмещали в себя всех желающих присоединиться к водному спорту, поэтому, 2 марта 1903 года было принято решение о строительстве нового здания.

37918-2-830x544.jpeg

Архитектором был назначен один из членов клуба – Роде, который создал проект помещения и занимался строительством. В апреле 1903 был заложен каменный дом, а 17 мая 1904 состоялось торжественное открытие нового здания. Строительство нового здания обошлось более чем в 20 тысяч рублей.

В то время флотилия яхт-клуба составляла 77 судов, спортивные суда, как правило, покупали в Петербурге или за рубежом – в Англии, Швеции, Финляндии, а небольшие спортивные строили в мастерской яхт-клуба.

В 1910-1911 годах в Николаеве построили целую серию яхт по образцу английской яхты «Бриз». Позднее, территории яхт-клуба была построена большая шлюпочная мастерская с просторным светлым залом для разбивки на нем чертежей судов в натуральную величину.

Вскоре, 12 августа в новой мастерской была заложена 2-х тонная яхта «Волна», которая позже вошла в списки общественных судов яхт-клуба. В 1913 году в мастерской была построена яхта с моторным двигателем «Наяда».

К началу 1914 года флаг Яхт-клуба объединял более 300 спортсменов, а флотилия состояла из 109 судов. Ежедневно, соблюдая морской ритуал, в восемь утра яхтсмены поднимали флаг, который с заходом солнца опускался. В праздничные и воскресные дни яхты, стоящие на рейде и у причала, украшались флагами расцвечивания. Вечерами загорались разноцветные лампочки, играл оркестр.

unnamed-2vmvchyam-ch.jpeg

Во время революции и гражданской войны 1917-1921 годов лучшие яхты были перегнаны за границу либо сожжены. В 30-е годы ХХ столетия яхт-клуб пережил второе рождение.

В целях обеспечения массового отдыха трудящихся на территории Спасска был построен летний театр: сцена в виде открытой ракушки и площадка со скамьями. Здесь организовывались выступления артистов, демонстрировались кинофильмы.

Многочисленные победы спортсменов в гонках самого престижного уровня сделали николаевский клуб авторитетной школой в Советском Союзе и во всем мире. Именно благодаря яхтсменам, закрытый для иностранцев город обрел международную известность.

Оккупация Николаева немецко-фашистскими захватчиками нанесла сильный урон водному спорту. После освобождения города оказалось, что почти весь парусный флот был угнан в Германию, а оставшиеся суда разрушены. На рейде не было ни одной яхты, но вскоре началось возрождение парусного спорта, и уже в 1949 году в Николаеве было проведено Первенство Советского Союза по водному спорту.

img-0613vamvch.jpeg

С 60-х до начала 80-х годов прошлого века Яхт-клуб пережил период небывалого спортивного подъема. Громкие победы николаевских спортсменов на международных соревнованиях и кругосветное путешествие николаевского яхтсмена Бориса Немирова способствовали популярности парусного спорта и прославлению города Николаева.

Сейчас на базе Николаевского яхт-клуба успешно работает Николаевская областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по парусному спорту, где занимаются как дети, так и взрослые. Школа имеет высшую категорию, в ней работают два заслуженных тренера-преподавателя Украины и 8 тренеров-преподавателей высшей категории. Воспитанники школы неоднократно занимали первые и призовые места в соревнованиях и чемпионатах Украины.

С наступлением теплого времени года спортсмены с Николаева и других городов продолжают соревноваться в традиционной для нас регате. Ежегодно это зрелище можно наблюдать на реках Ингул и Южный Буг. Парусный спорт считается одним из самых элитных и престижных, поэтому, Николаев продолжает оставаться центром водного спорта Украины.

 

Владислава Прищак, Шиповник

Новости

3 августа 2021
2 августа 2021