Пока спасатели боролись со смертоносным пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, родственники людей, которые были внутри заведения, начали собираться в спортзале ближайшей к ТЦ школы.
На утро, 26 марта, там находились 50 человек, которые до сих пор не получили точных сведений о своих родных и по-прежнему ждали, пишет «
Meduza».
В день пожара Александр Лиллев ответ двух дочерей на сеанс мультфильма в кинотеатре на четвертом этаже, а сам отправился ждать на первый этаж. Сеанс начался в 14:40, через полтора часа одна из дочерей позвонила Александру и сказала, что в зале появился дым и что они с сестрами не могут выбраться из зала, потому что дверь заперта. Лиллевяли ринулся на помощь, но в тот момент в здании уже было очень много дыма:
– Я бежал по лестнице, кто-то сунул мне в руку мокрую тряпку, я закрыл ею нос. Когда добежал до четвертого этажа, разбил окно, чтобы тяга была наверх, а потом упал. Стал ползти, понял, что у меня не осталось сил, я так надышался угарным газом, что вот-вот упаду в обморок. Дочка постоянно звонила и звонила мне. Я только кричал ей в трубку, чтобы она старалась выбраться из зала, но ничего не мог сделать — впереди был уже огонь». По лицу мужчины текут слезы; он все время давит на глаза, чтобы их остановить.
Не сумев пробраться к детям, Александр сбежал по лестнице вниз, чтобы привести на подмогу сотрудников МЧС. На улице он встретил первую бригаду спасателей — они собирались тушить пожар сверху.
– Я им сказал, что на четвертом этаже дети заперты в задымленном зале, их нужно выводить, они еще живые. Эмчеэсники согласились, но целых три минуты, *****, три минуты надевали маски! И только потом зашли в здание, — продолжает Лиллевяли. — Я им показал лестницу, по которой быстрее всего можно прибежать в кинотеатр, и они сначала пошли за мной, а потом какой-то мужик сказал им, что на центральной лестнице огонь — и они, проклятые, побежали за ним. Я им говорю: «Дайте мне эту маску-самоспасатель, я сам их вытащу». А они мне: «Не положено. Все должно быть по распорядку». Мои девочки остались гореть из-за чертового порядка».
Его жена Ольга приехала к «Зимней вишне» сразу после того, как муж сообщил ей, что дети погибли:
– Пока пожар шел, мы шесть часов стояли на улице, вообще никто к нам ни разу не вышел! — рассказывает женщина. — Торговый центр был оцеплен полицией с половины шестого. Полицейские вели себя крайне агрессивно. Мы бегали через улицу то взад, то вперед, пока эта «Вишня» горела, нас не подпускали, ничего не объясняли. Над зданием валили клубы дыма, наши дети горели, а мы просто наблюдали.
Алена Зипунова рассказывает, что ее дочь, пятиклассница Вика, пришла в «Зимнюю вишню» вместе с классом, чтобы развлечься по случаю начала весенних каникул. Сначала они гоняли шары в боулинге, потом катались на коньках, а потом пошли в кинотеатр на мультфильм. Их сеанс начался буквально за 15 минут до начала пожара. Все одноклассники вместе с учительницей не смогли выбраться из зала и сгорели.
– Я слышала, что женщина в лифте с двумя детьми сгорела. Они так орали, звали на помощь, но спасатели даже не смогли подойти к лифту». «Это, наверное, мои», — рассказывает в штабе девушка.
– Мой сын догорает там, а вы мне бутерброд в глотку пихаете. Вы в своем уме вообще? — спрашивает женщина в синем платье и отталкивает руку подошедшей к ней сотрудницы МЧС. — Он, наверное, уже превратился в уголь, господи!
Позже в Сети начали появляться сообщения от людей, которые выжили в пожаре. Одна из школьниц, которая находилась в кинотеатре, рассказала жуткие подробности эвакуации.
Ирина Иванчик, потерявшая своего ребенка в пожаре в «Зимней Вишне» рассказывает, как пыталась его спасти. По ее словам, из-за густого дыма она не видела ничего и не смогла пробраться к ребенку.
Журналистам «КП» также удалось
пообщаться с семьей, которой удалось спастись из пылающего ТЦ.
— Это был обычный выходной день, мы всей семьей решили сходить в кино, — говорит Анна Заречнева. – Там столько народу было! Едва нашли место, чтобы припарковаться. Купили билеты, пошли на сеанс. И где-то в середине фильма дверь в зал открывается и мы слышим крик: «Пожар, пожар!».
— Сигнализацию не слышно было, сеанс не прервали, свет в зале так и не включили, но самое странное, что второй выход так и остался заперт, — продолжает Анна. – Хотя в тот момент никто и не понимал, насколько все серьезно. Люди думали, что сейчас быстренько все потушат. Вышли в холл, а там все в дыму. Мы были на четвертом этаже, добежали до лестницы, а кто-то на лифте спускался вниз. Очень много было плачущих, кричащих детей. И в этот момент у некоторых началась паника. Взрослые бежали, расталкивая детей. Мой муж остался останавливать натиск толпы. На лестнице тоже было неспокойно. Кто-то, помню, поскользнулся, упал. Его не затоптали, наверное, только потому, что нашлись мужчины, которые успокаивали других людей, говорили: «Без паники! Все спустимся». Когда добралась до второго этажа, было уже не так страшно и я решила дождаться Диму, хотя в итоге все-таки мы вышли с сыном, потому что дым добрался и до первого этажа. Потом муж мне рассказал, что на третьем этаже он услышал, как мужчина кричал, что у него дети остались в кинозале. Дима подобрал чью-то шапку, которую, видимо, в спешке обронили, намочил ее водой и пытался прорваться в самое пекло. Но там столько дыма было, что от шапки никакого толку! Дима увидел охранника, спрашивал, есть ли противогаз, но у того ничего похожего не нашлось. Я даже и не помню, видела ли в торговом центре огнетушители.
Дмитрию Заречневу ничего не оставалось, кроме как возвращаться к жене и сыну. У последних ушло примерно семь минут, чтобы выбраться на свежий воздух. К этому времени на улице уже стояли несколько пожарных расчетов и машины скорой помощи.
Напомним,
пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово вспыхнул в воскресенье, 25 марта. Огонь начал распространяться на четвертом этаже, где расположены детский развлекательный центр, каток и три зала кинотеатра.