За неделю функционирования новой нормы закона о языке, обязывающей обслуживать клиентов на украинском, Секретариат уполномоченного по защите государственного языка получил почти 200 жалоб.
Эти данные привел языковой омбудсмен Тарас Креминь на своей странице в Facebook.
Наибольшее количество – из Киева и Киевской области (74), наименьшее – с юга и востока Украины. Львовяне прислали 17 обращений, одесситы и харьковчане – по 12, – написал Креминь.
По словам омбудсмена, большинство обращений – 117 – касались отсутствия украинской версии сайтов интернет-изданий и сайтов интернет-магазинов.
О нарушении своих прав в сфере обслуживания заявили 34 гражданина, о размещении наружной рекламы на негосударственном языке – 25, о нарушении языкового законодательства в области образования – четыре, об использовании чиновниками негосударственного языка при исполнении своих обязанностей – три.
Кроме того, Креминь рассказал, что на телефонную линию его секретариата обратилось порядка 50 человек.
– Они, среди прочего, просили разъяснить, обязаны ли представители сферы обслуживания предоставлять информацию о товарах и услугах на государственном языке по просьбе потребителя. Согласно закону, по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, кроме государственного, только в случае, если это приемлемо для обеих сторон. Таким образом, никто не может обязать фармацевта или продавщицу обслуживать клиентов на негосударственном, – подчеркнул Кремень.
Он отметил, что количество жалоб небольшое.
– Это является, в том числе результатом разъяснительной работы. Больше всего – это свидетельство законопослушности большинства представителей сферы обслуживания, которые, несмотря на карантин, продолжают создавать лучшие условия для граждан Украины, – добавил он.
Напомним, что «Слуга народа» предлагает Раде отменить штрафы за непереход сферы обслуживания на украинский язык.