«Слуга народа» и местные партии – основные заказчики политической джинсы в 20 регионах Украины – исследование ИМИ

  • 19:02
  • 20.10.2020
явптыкрьтрьны

Основными заказчиками политической джинсы в онлайн-медиа 20 регионов Украины стали местные партии и Зе! Команда / Слуга народа.

Об этом свидетельствуют результаты исследования ОО «Институт массовой информации», проведенного в октябре этого года, в период предвыборной кампании к местным выборам. 

На региональные партии пришлось 26% от общего количества положительных материалов с признаками политического заказа и неподобающе маркированной агитации. На втором месте - Зе! Команда / Слуга народа (20,5%). Третье место по уровню джинсы заняла партия «За будущее» (11,5%).

ОПЗЖ принадлежит 8% упоминаний от общего количества джинсы в положительной джинсе и неподобающе маркированной ацитации. 7% и 5% соответственно пришлось на Батьківщину и Европейскую Солидарность, 1% упоминаний - на Радикальной партии. Другие партии упоминались в 21% положительной джинсы и неподобающе маркированной рекламе.

По результатам исследования, 13% политических материалов с признаками заказа содержали фейки и манипуляции. Наибольшее количество фейков и манипуляций была зафиксирована в онлайн-медиа Днепра (15 фейков и манипуляций), Сум (11 фейков и манипуляций), Ужгорода, Тернополя, Харькова (по 10 фейков / манипуляций), Николаева (8 фейков / манипуляций), Запорожье и Львова (по 7 фейков / манипуляций).

5f8eca8d8efc4-imi-investigation-www-facebook-01-02-1.jpg

При этом, 50% выявленных фейков касались искаженных цифр и данных. Еще 17% пришлись на недостоверную контрагитацию и «черный пиар». 13% содержали недостоверную информацию и оценки, не соответствующие действительности. Столько же, 13%, пришлись на манипуляции с социологическими исследованиями и 7% составили манипулятивные заявления «псевдоэкспертов».

Как показало исследование, каждый пятый материал с признаками заказа (19% от общего количества джинсы) содержал контрагитацию или черный пиар против кандидатов / партий на местных выборах.

​​​​​​​5f8ec5ede9a35-imi-investigation-www-facebook-01-03.jpg

Контрагитационные материалы публиковали против политиков местного уровня (40% от общего количества таких материалов), органов государственной власти (35%), партий и их ячеек (12%), политиков всеукраинского уровня (6%), органов местной власти (3%), другого (4%). Больше всего контрагитационных материалов было зафиксировано в онлайн-медиа Днепра (52% от общего количества материалов с признаками заказа в регионе). При этом, регионами-антилидерами по уровню джинсы стали Днепр и Херсон (в среднем 12% от общего количества материалов в онлайн-медиа этих регионов имели признаки заказа), Винница (9%), Полтава и Хмельницкий (по 6%).

Меньше новостей с признаками заказа зафиксировано в онлайн-медиа Чернигова (0,7% материалов с признаками заказа от общего количества публикаций в регионе).  Больше всего ненадлежащим маркированной политической агитации и рекламы размещали тернопольские (12%), полтавские (3,6%), Хмельницкой (3,1%), а также черниговские и винницкие онлайн-медиа (2,7% и 2,6% соответственно от общего количества публикаций в регионе). Вообще не размещали ненадлежащим маркированную политическую агитацию в онлайн-медиа Кропивницкого, Ровно, Сум, Ужгорода и Херсона.

​​​​​​​​​​​​​​5f8ec637a58b5-imi-investigation-www-facebook-01-01.jpg

Заказчики:

Больше всего упоминаний в пользу местных партий публиковали онлайн-медиа Ужгорода (80% от общего количества упоминаний в политической джинсе и неподобающе маркированной агитации региона). В пользу ОПЗЖ больше упоминаний было зафиксировано в сумских онлайн-медиа (71%). Батьківщину продвигали в материалах черкасские онлайн-медиа (40%). Зе! Команду / Слугу народа больше пиарили в онлайн-медиа Житомира (57%), «За будущее» - в Черкассах (55%), ЕС - во Львове (30%), а Радикальная партия - в Херсоне (3% от общего количества упоминаний в политической джинсе и неподобающе маркированной агитации региона).

По данным результатов мониторинга, чаще всего заказчиками джинсы в онлайн-медиа выступали политические партии, включая ячейки (40% от общего количества джинсы), на втором месте - политики местного уровня (37%). Положительные заказные материалы об органах местной власти составили 14% публикаций, об органах государственной власти - 4,6% публикаций, о политиках всеукраинского уровня - 4%, другие - 0,4% от общего количества джинсы в новостях 20 регионов Украины.

В рамках исследования были проанализированы 15 982 новости в онлайн-медиа, из них 656 материалов с признаками заказа, 188 материалов с ненадлежащей маркировкой, 522 упоминания о политических партиях в положительной джинсе и неподобающе маркированной агитации с 5 по 7 октября 2020 в 200 региональных онлайн -медиа в 20 регионах Украины (Винница, Волынь, Днепр, Донецк (Мариуполь), Житомир, Запорожье, Кропивницкий, Львов, Николаев, Одесса, Полтава, Ровно, Сумы, Тернополь, Ужгород, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов).

Выявлено 107 фейков в материалах с признаками заказа и в материалах с ненадлежащей маркировкой К мониторинга попали исключительно новости новостной ленты интернет-СМИ. Методология мониторинга включала анализ количества публикаций с признаками заказа в материалах признаками заказа и неподобающе маркированной рекламе.

Проведение этого исследования стало возможным благодаря поддержке американского народа, предоставленной через проект USAID «Медийная программа в Украине», который выполняется международной организацией Internews Network. Содержание материалов является исключительно ответственностью ОО «Институт массовой информации» и обязательно отражает мнение USAID, правительства США и Internews Network.
Материал также был подготовлен ОО «Институт массовой информации» при поддержке Международного фонда «Возрождение». Материал отражает позицию авторов и не обязательно совпадает с позиции Международного фонда «Возрождение».

Новости

25 ноября 2020