От храма до скотобойни: католический костел и его история в ХХ веке

  • 16:13
  • 12.07.2021
new_1

Одним из самых красивых зданий Николаева считается Римо-Католический Костел Святого Иосифа. Католический храм располагается на пересечении улиц Декабристов и Адмирала Макарова.

Уже через три года после основания города появилась официально зарегистрированная католическая община, которая вела активную религиозную, культурную, просветительскую и общественную жизнь. Она стала одним из первых христианских приходов в Николаеве. Изначально Католическая церковь во имя св. Иосифа находилась в небольшом помещении бывшего склада, над которым возвели купол.

Закладка храма состоялась только в 1890 году на празднование столетия города Николаева. Строительство костела велось на средства прихожан-католиков, николаевских жителей, а также жителей соседних сел.

Храм был построен из красного кирпича в эклектическом стиле по проекту одесского архитектора Владислава Домбровского. Размеры храма – 45х28м и две башни, высотой в 49м, увенчанные конусными крышами, были выстроены в таком же эклектическом стиле.

Окна, украшенные витражами, были изготовлены в Германии: три – в Мюнхене, а два – во Фрейбурге. Боковые часовни и алтарную часть украшали фрески Антония Стшалецкого. По обе стороны главного нефа (продольная часть храма) были установлены статуи Сердца Иисуса и Марии, а между главным и боковыми нефами – святой Антоний Падуанский, подающий хлеб нищему, сидящему у его стоп. Все скульптуры были изготовлены в мастерской Шпетковского в Варшаве.

unnamed-3-60a3cc3584b2b.jpeg

В 1904 году у входа была размещена памятная доска, посвященная 110-летию существования прихода. Кроме того, в самой церкви помещались две мраморные доски с позолоченными латинскими надписями. На одной из них увековечены были фамилии епископа, настоятеля, и членов строительного комитета новопостроенного храма. Вторая была посвящена тем, кто материально поддержал строительство храма. В церкви был установлен новый орган, немецкого производства, стоимостью 100 тысяч рублей.

Организатором строительства выступил настоятель Никодим Черняхович. На церемонии освящении костела присутствовали Тираспольский епископ Антоний Церр и представители духовенства Херсона и Одессы.

Количество верующих постоянно увеличивалось: в 1875 году оно составляло 2 354 человек, в 1885 году – 3050 человек, в 1897 году – 3331 человек, в 1908 году – около 7000 человек и на 1912 год насчитывалось уже 8000 человек.

В XVIII веке, когда приход был довольно малочисленным, его преимущественно составляли французы, бельгийцы, итальянцы и поляки. В XIX веке в окрестных селах появилось много католиков-немцев, которые нередко переезжали в Николаев. Среди католиков польского происхождения преобладали военнослужащие, зачисленные в ряды царской армии в наказание за участие в польских восстаниях против царской оккупации.

o-1er9jt873fn51iohvtk53u15kv2p.jpeg

Из сохранившихся метрических книг следует, что начиная со средины XIX века среди прихожан определенно преобладали католики польского происхождения. На втором месте, исходя из записей, находились немцы, к общине принадлежали также французы, итальянцы, испанцы, шведы, литовцы и представители других национальностей.

После революции начались гонения и репрессии против католиков, с мая 1926 года настоятелем николаевского прихода стал Христиан Зиско – один из четырех последних воспитанников духовной семинарии Тираспольской епархии.

 Уже 25 сентября 1933 года Христиана арестовали по обвинению в шпионаже и диверсионной деятельности в пользу Германии. Его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, после чего поменяли наказание на 10 лет лагерей, но летом 1934 года его расстреляли в Сиблаге.

Архивные материалы тех лет заканчиваются решением горисполкома в октябре 1935 года: «Николаевский римско-католический храм закрыть.

o-1er9js8i51pp51eb5pl49ra53e2a.jpeg

После этого постановления в здании храма началась светская жизнь. Новый владелец – городской историко-археологический музей – не мог дать толк такому сооружению: ремонт, эксплуатация, охрана были ему не под силу. К тому же здание не рассчитано для музейной работы. Здесь было недостаточное освещение, не регулировалась температура, и так далее.

Во время Второй мировой войны, костелу пришлось пережить еще одну страницу своей истории. Оккупанты сперва открыли храм для богослужений, а потом закрыли его и устроили в нем скотобойню.

После войны храм находился в собственности горисполкома. Тот сдал его в аренду военно-строительной организации ВМСУ-44 (Военно-морские силы Украины) под клуб. Вопрос о принадлежности костела рассматривался в Верховном Совете УССР, переписка длилась более двух лет.

В 1949 году решением Верховного Совета УССР костел все-таки был передан ВМСУ-44. В этом ведомстве бывший храм находился до 1956 года – до указа Хрущева о расформировании вольнонаемных строительных организаций, храм вновь оказался без хозяина.

493251919x600-1-60a3cd608babe.jpeg

В 1956 году здание костела было передано областному управлению профтехобразования под Дом культуры. С целью размещения чиновничьего аппарата в здании была проведена «реконструкция». Помещение с уникальной акустикой было перегорожено горизонтальным перекрытием и на образовавшемся втором этаже был размещен большой зал. На башнях, вместо крестов повесили звезды, на месте алтаря устроили сцену. В таком виде здание простояло до времен перестройки.

И только незадолго до провозглашения Украины независимой страной, облисполком принял решение о передаче здания храма местной католической общине.

Для наших современных реалией история этого знаменитого в городе храма звучит как дикость. Сложно представить, что в одно время человека могли убить за то, что он верит во что-то. Сегодня же, католический костел является одним из самых красивых зданий города с чем нельзя не согласиться.

 

Владислава Прищак, Шиповник

Новини

24 квітня 2024
23 квітня 2024