Одним из самых красивых зданий Николаева считается Римо-Католический Костел Святого Иосифа. Католический храм располагается на пересечении улиц Декабристов и Адмирала Макарова.
Уже через три года после основания города появилась официально зарегистрированная католическая община, которая вела активную религиозную, культурную, просветительскую и общественную жизнь. Она стала одним из первых христианских приходов в Николаеве. Изначально Католическая церковь во имя св. Иосифа находилась в небольшом помещении бывшего склада, над которым возвели купол.
Закладка храма состоялась только в 1890 году на празднование столетия города Николаева. Строительство костела велось на средства прихожан-католиков, николаевских жителей, а также жителей соседних сел.
Храм был построен из красного кирпича в эклектическом стиле по проекту одесского архитектора Владислава Домбровского. Размеры храма – 45х28м и две башни, высотой в 49м, увенчанные конусными крышами, были выстроены в таком же эклектическом стиле.
Окна, украшенные витражами, были изготовлены в Германии: три – в Мюнхене, а два – во Фрейбурге. Боковые часовни и алтарную часть украшали фрески Антония Стшалецкого. По обе стороны главного нефа (продольная часть храма) были установлены статуи Сердца Иисуса и Марии, а между главным и боковыми нефами – святой Антоний Падуанский, подающий хлеб нищему, сидящему у его стоп. Все скульптуры были изготовлены в мастерской Шпетковского в Варшаве.
В 1904 году у входа была размещена памятная доска, посвященная 110-летию существования прихода. Кроме того, в самой церкви помещались две мраморные доски с позолоченными латинскими надписями. На одной из них увековечены были фамилии епископа, настоятеля, и членов строительного комитета новопостроенного храма. Вторая была посвящена тем, кто материально поддержал строительство храма. В церкви был установлен новый орган, немецкого производства, стоимостью 100 тысяч рублей.
Организатором строительства выступил настоятель Никодим Черняхович. На церемонии освящении костела присутствовали Тираспольский епископ Антоний Церр и представители духовенства Херсона и Одессы.
Количество верующих постоянно увеличивалось: в 1875 году оно составляло 2 354 человек, в 1885 году – 3050 человек, в 1897 году – 3331 человек, в 1908 году – около 7000 человек и на 1912 год насчитывалось уже 8000 человек.
В XVIII веке, когда приход был довольно малочисленным, его преимущественно составляли французы, бельгийцы, итальянцы и поляки. В XIX веке в окрестных селах появилось много католиков-немцев, которые нередко переезжали в Николаев. Среди католиков польского происхождения преобладали военнослужащие, зачисленные в ряды царской армии в наказание за участие в польских восстаниях против царской оккупации.
Из сохранившихся метрических книг следует, что начиная со средины XIX века среди прихожан определенно преобладали католики польского происхождения. На втором месте, исходя из записей, находились немцы, к общине принадлежали также французы, итальянцы, испанцы, шведы, литовцы и представители других национальностей.
После революции начались гонения и репрессии против католиков, с мая 1926 года настоятелем николаевского прихода стал Христиан Зиско – один из четырех последних воспитанников духовной семинарии Тираспольской епархии.
Уже 25 сентября 1933 года Христиана арестовали по обвинению в шпионаже и диверсионной деятельности в пользу Германии. Его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, после чего поменяли наказание на 10 лет лагерей, но летом 1934 года его расстреляли в Сиблаге.
Архивные материалы тех лет заканчиваются решением горисполкома в октябре 1935 года: «Николаевский римско-католический храм закрыть.
После этого постановления в здании храма началась светская жизнь. Новый владелец – городской историко-археологический музей – не мог дать толк такому сооружению: ремонт, эксплуатация, охрана были ему не под силу. К тому же здание не рассчитано для музейной работы. Здесь было недостаточное освещение, не регулировалась температура, и так далее.
Во время Второй мировой войны, костелу пришлось пережить еще одну страницу своей истории. Оккупанты сперва открыли храм для богослужений, а потом закрыли его и устроили в нем скотобойню.
После войны храм находился в собственности горисполкома. Тот сдал его в аренду военно-строительной организации ВМСУ-44 (Военно-морские силы Украины) под клуб. Вопрос о принадлежности костела рассматривался в Верховном Совете УССР, переписка длилась более двух лет.
В 1949 году решением Верховного Совета УССР костел все-таки был передан ВМСУ-44. В этом ведомстве бывший храм находился до 1956 года – до указа Хрущева о расформировании вольнонаемных строительных организаций, храм вновь оказался без хозяина.
В 1956 году здание костела было передано областному управлению профтехобразования под Дом культуры. С целью размещения чиновничьего аппарата в здании была проведена «реконструкция». Помещение с уникальной акустикой было перегорожено горизонтальным перекрытием и на образовавшемся втором этаже был размещен большой зал. На башнях, вместо крестов повесили звезды, на месте алтаря устроили сцену. В таком виде здание простояло до времен перестройки.
И только незадолго до провозглашения Украины независимой страной, облисполком принял решение о передаче здания храма местной католической общине.
Для наших современных реалией история этого знаменитого в городе храма звучит как дикость. Сложно представить, что в одно время человека могли убить за то, что он верит во что-то. Сегодня же, католический костел является одним из самых красивых зданий города с чем нельзя не согласиться.
Владислава Прищак, Шиповник