В начале XX века Николаев уже был большим военно-морским портом и торговым городом Херсонской губернии. Защита и сохранение таких городов была на первом плане, но не только враг снаружи мог нарушить целостность города, но и тот враг, который прятался в каждом доме города.
Огонь всегда был не только другом человека, но и врагом. Из истории мы видим множество примеров, когда самые великие и богатые города были уничтожены за считанные часы.
Официально пожарные в Николаеве появились 6 июня 1806, именно тогда был утвержден штат николаевской полиции, в функции которой входила и пожарная охрана. Уже через два года для полиции были приобретены брандспойты, пожарный инвентарь, бочки, лошади. Еще через два года была построена Управа, в которой появилась первая каланча (прим. высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды). Кроме того, в Управе размещалась Дума, Сиротский суд, полиция, Городской банк и Городской архив.
О возникновении пожара сигнализировали следующим образом: на каланчи на флагшток поднимался флаг той пожарной части, которая должна была выезжать на пожар. Перед телегой, на которой обычно размещалось от 10 до 12 человек, ехал «скачок», который первым приезжал к башне и узнавал о месте пожара. После этого собирался обоз, «скачок» ехал впереди и гудел в рожок, чтобы пожарным уступили дорогу.
Первая пожарная часть начала она свое существование в 1860 году. Тогда на заседании Городской Думы была организована и учреждена городская пожарная команда численностью 46 человек.
В арсенале первой пожарной части находилось: 35 лошадей, 5 ручных пожарных насоса (один из которых был в резерве), 11 бочечных ходов и две линейки качающих воду.
С 1895 по 1909 годы в городе было зарегистрировано 755 пожаров, на которых сгорело 427 дворов, а сумма убытков приблизилась до 3 миллиона рублей. Тогда в 1897 году Городская Дума приняла решение об организации вольной пожарной команды с численностью личного состава 51 человек.
Известным пожарным Николаева был брандмейстер Михаил Свижинский. Именно благодаря его самоотверженной работе в городе существенно уменьшилось количество пожаров, появились первые пожарные автомобили.
Так, в 1910 году он возглавил Николаевскую пожарную команду, которая в то время состояла из одной пожарной части и нескольких пожарных по охране судостроительных заводов. В подчинении молодого начальника находилось 46 человек (Свижинскому на тот момент исполнилось всего 27 лет).
Во время гражданской войны пожарным катастрофически не хватало лошадей и инвентаря. Тогда Свижинский нашел выход с этой ситуации и было принято решение отремонтировать шасси американских грузовиков «УАЙТ», которые уже были выброшены, их переоборудовали под пожарные машины. Первые такие автомобили появились на дорогах Николаева в 1919 году.
Данный пожарный автомобиль прижился и в Херсоне, в марте 1922 году николаевские пожарные подарили херсонским автомобиль «УАЙТ», переоборудованный на автолинейку.
В 30-е годы ХХ века Михаил Свижинский был репрессирован и приговорен к расстрелу.
В 1904 году в Николаева появилась вторая пожарная часть, она называлась адмиралтейской, так как охраняла судоверфь (ныне завод им. 61 коммунара).
В распоряжении 38 членов пожарной команды было: бочечных ходов – 4, одна насособочка, дымовой аппарат и выдвижная лестница. До 1918 г. часть находилась на казарменном положении, и только после Октябрьской революции, когда полицейские участки были разгромлены (тогда в их состав входила и пожарная охрана) изменился порядок несения службы.
На ликвидацию возгорания пожарные ехали в фуфайках, обгоревших куртках, вследствие чего возникало немало казусов, на хуторах и поселках их принимали за бездомных и не пускали во двор. Или же наоборот, под видом пожарных в губерниях орудовали воры и мошенники. Поэтому к пожарным относились не очень уважительно. Об этом свидетельствует еще один факт – когда на воротах нынешнего парка Петровского было размещено табличку: «Посещать парк пожарным, а также выгуливать собак – запрещено».
Еще одна особенность пожарных тех времен – усы, которые были не только предметом гордости, но и имели практическую функцию – пожарные использовали усы в качестве маски, затыкая ими нос, пожарные заходили в задымленного помещения, чтобы свободными руками оказывать помощь.
С началом великой отечественной войны большинство пожарных добровольцами ушли на фронт, многие из которых не вернулись. Но жизнь продолжалась, город восстанавливали из руин, возобновляли работу промышленные предприятия, возводились жилые дома. В этот период горожане как никогда нуждались в помощи пожарных. В 1945г. в распоряжение части добавился еще один пожарный автомобиль ГАЗ и мотопомпа. Численность личного состава части возросла по сравнению с довоенным периодом и составила 45 человек.
В наше время пожарные все также вызывают уважение и восхищение со стороны обычных жителей. Не каждый настолько смел, что готов кинуться в огонь для спасения чужой жизни, но тот кто способен на это, по праву носит звание героя.
Владислава Прищак, Шиповник