«От конных упряжек до современных автобусов», — как развивался транспорт в Николаеве на протяжении двух веков

  • 14:54
  • 19.04.2021
MyCollages

Давайте представим себе Николаев XIX века, с его улицами устеленными брусчаткой, аккуратными «сталинками» и прекрасными видами на реку. Многие вещи, которые существовали в прошлых столетиях сейчас кажутся для нас очень странными и немного диковатыми, это касается и транспорта, в том числе.

Два столетия назад во многих городах основным видом транспорта являлась конная-железная дорога. Сравнить это можно с трамваем XIX века, только без знакомых нам «рожек» и «лошадиных сил» под капотом, место воображаемых лошадей были настоящие.

Конка – это одно- или двухэтажный вагон с местами для пассажиров внутри и на крыше (империале). Двигалась она по рельсам при помощи пары лошадей, запряженных в дышло. Управлял ими кучер, стоявший на открытой передней площадке и беспрерывно звонивший в висячий колокол для предостережения пешеходов. Стоил подобный вид транспорта не дорого и быстро стал основным для передвижения по городу.

5ea525b0d6fe1-1.jpg

Идея строительства подобной «трамвайно» дороги в Николаеве появилась в 80-х года XIX века. Николаевский городской архитектор Е.А. Штукенберг в январе 1892 года составил «Проект сметы расходов на устройство и эксплуатацию конно-железной дороги в Николаеве», «...протяжением пути в 10,7 версты (11,4км)».

Работы начались только весной 1897 года, 1-я линия двигалась по маршруту «Базарная площадь – Военный рынок» (современная Соборная площадь – «Народный сад» (парк им. Петровского). В связи с этим была благоустроена улица Одесская (часть Потемкинской, от Садовой до парка «Народный сад»).

Вагоны были облегченного типа, без империала, с укрепленной крышей. Для защиты пассажиров от дождя и ветра с крыши спускались плотные занавески. Сиденья в вагонах были поперечные, рассчитанные на 26 пассажиров: 20 – в вагоне и 6 человек на задней площадке. К открытию 1-ой линии были приобретены 10 вагонов – 6 летних открытых и 4 зимних.

Открытие линии состоялось 26 июля 1897 года. В начале августа 1897 года приступили к работам по постройке 2-ой линии – «Базарная площадь – Вокзал». Маршрут пролег по улице Херсонской от Часовни по улицы Глазенаповской (улицы Декабристов), а затем по Глазенаповской до железнодорожного вокзала. Вскоре 23 июня 1898 года состоялось официальное открытие 3-й линии конно-железных дорог в Спасское урочище (яхт-клуб). 17 августа 1898 года была сдана 4-я линия «Базар – Коммерческий порт (ЧСЗ)».

unnamed-2yavmvchm.jpg

Оплата проезда на конке зависела от расстояния и колебалась от 3 до 8 копеек. Согласно «Докладам о валовом доходе» Анонимного Общества конно-железных дорог в Николаеве, за 1900 год его доход составил 123 144 рубля 25 копеек В 1902 году было перевезено 2 324 845 пассажиров.

Но так не могло продолжать всегда, мировой прогресс шел вперед и уже 21 декабря 1914 года в первый рейс по улицам Николаева отправился электрический трамвай.

Первая линия трамвая была по маршруту «Вокзал-Больница», за 6 часов работы было перевезено 8 тысяч пассажиров. Вагоны отрытого типа вмещали 46 мест для пассажиров, из которых 32 места для сидений и по 7 мест на каждой площадке вагона.

avfsakvch.jpg

Всего 25 закрытых и 15 открытых моторных вагонов, а также 2 прицепных были заказаны 8 апреля 1913 года «Русскому Балтийскому вагоностроительному заводу».

Уже в 1915 году в Николаеве насчитывалось четыре трамвайных маршрута:

  • 1-й «Вокзал – Больница» - курсировало ежедневно от 6 до 9 вагонов;
  • 2-й «Привозный рынок – Спасск» - курсировало от 9 до 13 вагонов;
  • 3-й «Кузнечная - Привозный рынок» - курсировало 9 вагонов;
  • 4-й «Каботажный мол – Кладбище» - курсировало 7 вагонов.

Стоимость проезда составляла 10 копеек по одной линии, с пересадкой на другие линии - 15 копеек.

В 1949 г. построили перемычку по улице Дмитриева, появились два кольцевых маршрута: №4 и №5. В 1951 году в Николаеве основали депо №2 по улице Строителей. В 1987 году длинна трамвайных путей по городу составляла – 74 км.

Троллейбусную линию открыли в Николаеве в 1967 году, в честь открытия был организован митинг и николаевцы радостно приветствовали новый вид транспорта.

unnamed-2iiri.jpg

Но все же наибольшей популярность в нашем городе пользуются автобусы. Впервые упоминания об автобусном движении приходятся на начало 30-х годов ХХ века. Тогда первые шесть машин, прибывшие для работы в Николаев, были размещены в крытом гараже трамвайного депо.

В послевоенные времена движение трамваев находились на стадии восстановление, как раз это позволило автобусам стать первым городским общественным транспортом.

Около тридцати лет назад в Николаеве существовало 30 автобусных маршрутов, куда невозможно было добраться на трамваях или троллейбусах. По городу курсировали: ЛиАЗ-677, Икарус-260, Икарус-280, ЛАЗ-695, а в конце 80-х появились и ЛиАЗы - 5256.

unnamed-2ti-ti.jpg

В 90-х года началась революция автобусных перевозок, и город захлестнула волна частных перевозчиков на маршрутных такси. Старые машины городского автобусного парка, не выдерживая конкуренции с маршрутками стали постепенно сходить с линий.

Ситуация изменилась только в 2019 году, когда город закупил 23 новых автобуса «МАЗ», в дальнейшем планируется пополнять автопарк коммунальной собственность и постепенно составить конкуренцию частным перевозчикам.

999-16x9alskjfdhgfn.jpeg

Смотря на сегодняшнюю транспортную ситуацию в городе, невозможно оставаться равнодушным. Частные перевозчики диктуют свои правила, забивая, весь город маршрутками плохого состояния и регулярно увеличивая стоимость проезда. Трамваи и троллейбусы утратили былую популярность, все чаще можно увидеть полупустые вагоны, облезлую краску и старые пыльные сидения.

Изменится ли ситуация к лучшему – покажет только время, нам остается надеяться, что в ближайшие годы город сможет вздохнуть от облегчения и избавиться от этого транспортного коллапса на наших улицах.

 

Владислава Прищак, Шиповник

Новости

12 мая 2021