Азарт в законе: как будет работать игорный бизнес в Украине

  • 15:11
  • 07.07.2020
flickr__com_halifaxrlfc_650x410_16x9

Верховная рада готовится легализовать азартные игры. В оппозиции выступают против этой законодательной инициативы и всячески пытаются заблокировать документ. Какие правила для игорного бизнеса хочет ввести парламент и когда они заработают – в материале РБК-Украина.

Верховная рада на прошлой неделе начала рассматривать во втором чтении законопроект о легализации азартных игр – казино, игровых автоматов и букмекерских ставок. После того как в середине января депутаты поддержали проект за основу, к нему поступило почти 3,5 тысяч поправок. Примерно половину из них – 1800 – профильный финансовый комитет учел.

По регламенту, каждую из этих поправок народные депутаты могут ставить на подтверждение. Причем любой депутат, а не только автор поправки. За счет этого рассмотрение документа в зале растянулось на недели.

– Сейчас оппозиция использует этот пробел в регламенте. Если поправку ставят на подтверждение, ее должны проголосовать минимум 226 депутатов, чтобы она была учтена в редакции ко второму чтению. Таким образом мы уже рассмотрели 300 поправок, осталось полторы тысячи,– пояснила РБК-Украина замглавы фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук.

Против легализации выступили «Оппозиционная платформа – За життя» и «Батькивщина». Во фракции Юлии Тимошенко настаивают, что этот вопрос нужно выносить на референдум. В «Батькивщине» не скрывают, что пытаются максимально застопорить рассмотрение документа, ставя на подтверждение едва ли не все поправки, которые одобрил комитет.

– С одной стороны, это банальное затягивание. А с другой стороны, они еще и пытаются изменить редакцию закона и разбалансировать документ. Таким образом уже несколько поправок, одобренных комитетом, во время подтверждения не набрали необходимого количества голосов в зале, – отметила Кравчук.

В парламенте хватит голосов, чтобы принять закон в целом, уверена она. Но все упирается в поправки и время. У депутатов осталась одна пленарная неделя, прежде чем они уйдут на летние каникулы.

В «Слуге народа» надеются, что им удастся убедить оппозицию не блокировать закон об игорном бизнесе и завершить его рассмотрение на следующей неделе. В противном случае – парламенту наверняка придется собираться на внеочередные заседания, чтобы голосовать за другие вопросы. Например, об изменениях в Избирательный кодекс и новых границах районов, которые нужно рассмотреть до начала кампании к местным выборам.

Подпольная империя

В 2009 году парламент запретил все виды азартных игр, кроме лотерей. Не желая «хоронить» свой бизнес, многие участники рынка продолжили работать благодаря связям во властных кабинетах и протекции силовиков. Но их денежные обороты шли мимо бюджета, оказавшись в «тени» от государства.

Пользуясь законодательными лазейками, с 2012 года владельцы игорных заведений и сайтов покупали разрешения на работу у одного из трех лицензированных государством лотерейных операторов. По этим сублицензиям казино, залы с автоматами, букмекерские конторы и онлайн-ставки формально становились лотереями.

В сентябре прошлого года президент Владимир Зеленский поручил правительству и Верховной раде исправить эту ситуацию. Рассматривать законопроект о легализации азартных игр в версии Кабмина депутаты не захотели, решив разработать свой собственный документ.

Крупные бенефициары отрасли также не остались в стороне, пытаясь пролоббировать максимально выгодные для себя условия. Включились в процесс и отельеры, желающие разместить казино и автоматы в своих гостиницах. Но интересы сторон не всегда совпадали.

poker-4480279_960_720.jpg

Операторы лотерей жаловались, что текст законопроекта в первой редакции дает больше преференций букмекерам. Это признавали и в финансовом комитете, который готовил документ к рассмотрению в зале Рады. Из-за поиска компромисса между всеми «игроками» рынка процесс принятия закона затянулся. В начале июня комитет утвердил финальную редакцию закона.

Один из членов финансового комитета Марьян Заблоцкий (СН) полагает, что окончательный вариант документа стал более сбалансированным.

– Для букмекеров мы убрали такое понятие как ставки на виртуальные события. То есть букмекеры теперь будут настоящими букмекерами. А под видом лотерей теперь будут работать только классические лотереи. Хотя для собственников отелей остались достаточно тепличные условия, – рассказал РБК-Украина парламентарий.

К слову, один из советников Офиса президента по легализации азартных игр Борис Баум – ранее работал в группе VS Energy, которая владеет сетью отелей в Украине. А часть «Слуг народа», входящих в финансовый комитет, по информации издания, ориентируется на другого бизнесмена и владельца гостиниц – Илью Павлюка.

Новые правила игры

В документе предусмотрены новые правила для всех видов азартных игр: классических лотерей, беттинга, казино, покера и автоматов. Для каждого из них понадобятся отдельные лицензии. Россиянам запрещено владеть этим бизнесом или организовывать игры на территории Украины.

В лотереях запретят использовать видеолотерейные терминалы (VLT). Это аппараты, принимающие электронные ставки на результат видеоигры, дальше – мгновенный выигрыш или проигрыш. Принцип их действия как у лото. Но после того как в 2012 году их разрешили использовать для проведения лотерей, под видом VLT стали массово устанавливать обычные игровые автоматы.

Второе условие для лотерей – запрет на организацию лотерей «тото» – ставок на случайные события. Под их видом зачастую работали букмекеры. Также нельзя будет использовать для лото все остальное оборудование для визуализации и проводить розыгрыши, напоминающие азартную игру.

Игровые автоматы можно будет размещать в гостиницах уровня не меньше трех звезд. Казино – только в пятизвездочных отелях и специальных игорных зонах, которые создаются по решению Кабмина. Букмекерские точки, как и автоматы, могут работать в трех-, четырех-, пятизвездочных отелях, а также на ипподромах.

roulette-1253624_960_720.jpg

Само помещение еще должна одобрить комиссия по регулированию азартных игр и лотерей. Это специальный уполномоченный орган, который будет контролировать участников рынка со стороны государства. Он же будет выдавать лицензии на ведение игорного бизнеса и оборудование.

В состав комиссии по регулированию войдут семь человек – один глава и шесть членов. Отбирать их будет конкурсная комиссия, сформированная Кабмином.

Ее функции раскритиковали в Национальном агентстве по предупреждению коррупции (НАПК). В ведомстве высказали замечания по поводу неясности с процедурой получения лицензии и несоответствия предложенного Радой документа другим действующим законам.

Еще одна важная функция уполномоченного органа – онлайн-мониторинг всех финансовых операций на рынке. Организаторы игр будут обязаны передавать данные о ставках и выигрышах в государственную систему онлайн-мониторинга в режиме реального времени.

На ее запуск у комиссии по регулированию есть два года. Еще шесть месяцев дается бизнесу, чтобы подключиться к этой онлайн-системе. То есть мониторинг может полноценно заработать через два с половиной года.

Стоит отметить, что этот контроль не особо устраивал представителей букмекерских компаний. Но без онлайн-системы бизнес получит «соблазн» скрывать информацию о своих реальных оборотах. Компенсировать эти риски депутаты решили за счет стоимости лицензий.

Цена вопроса

В законопроекте предусмотрено, что лицензия на один сайт онлайн-казино обойдется в 200 тысяч долларов в год. Но до запуска мониторинга за нее придется выложить втрое дороже.

То же касается и букмекерской деятельности. После запуска онлайн-системы стоимость лицензии (включает интернет + пункты) составит миллион долларов в год, до запуска – три. Кроме лицензии на деятельность, букмекеры обязаны платить в госбюджет еще по 500 долларов в месяц за каждый наземный пункт, эта сумма не меняется.

Для залов с игровыми автоматами лицензия (включает 250 установок) составит 250 тысяч долларов в год. Эта стоимость фиксирована – как до, так и после запуска мониторинга. В отличие от лицензии, которую владелец салона должен дополнительно оплачивать за каждый автомат.

До того, как заработает онлайн-система, расценка на одну машину составит 300 долларов в месяц, после – 100. Еще одно условие – разрешается использовать автоматы, выпущенные не раньше 2019 года.

casino-3260372_960_720.jpg

Плата за лицензии на все остальные игры не меняется. Для казино она составит миллион долларов в год. В Киеве лицензия обойдется дороже – 2 миллионов долларов. За каждый игровой стол с рулеткой придется доплатить еще 30 тысяч долларов в год, без рулетки – вдвое меньше. Если инвестор построит пятизвездочный отель и захочет организовать там казино, государство предоставит ему лицензию на десять лет бесплатно.

Разрешение на сайт с онлайн-покером обойдется в 200 тысяч долларов. Покерные столы можно размещать только на базе казино. Тогда как покерные турниры трактуются в законе как спортивная игра и относятся к прерогативе Минспорта.

Цена лицензии для лотерей составит 500 тысяч долларов в год. Их количество ограничено – максимум три, причем выдавать их будут на основании конкурса.

Средства от лицензий депутаты хотят направить на поддержку медицины, спорта, культуры, образования и науки. Половина поступлений от лицензий на наземное казино и игровые автоматы пойдут в местные бюджеты.

Что изменится для игроков

В документе есть несколько норм, касающихся и самих игроков. Во-первых – возрастное ограничение. Для лотерей – не меньше 18 лет. Для азартных игр – казино, автоматов и ставок – от 21 года. Их личность должны проверять на входе в заведения или во время авторизации на сайте.

Во-вторых, создается специальных реестр людей, которым запрещено играть. Человек сможет сам подать заявление, чтобы его внесли в реестр, либо же это могут сделать его родственники. Такая норма должна, в первую очередь, защитить лудоманов и людей, склонных к зависимости.

В-третьих, игорным заведениям и интернет-ресурсам запрещается принимать ставки в кредит или рассрочку.

По мнению первого замглавы профильного комитета Рады Ярослава Железняка («Голос»), сам законопроект ко второму чтению был доработан в плане борьбы с лудоманией. Но параллельно некоторые нормы, напротив, ухудшили качество закона.

– Например, в первом чтении была норма о том, что если казино впустило человека-лудомана и он проиграл какую-то сумму, то казино обязано его семье компенсировать проигрыш в десятикратном размере. Это бы точно заставило задуматься многие игорные заведения прежде чем впускать человека, страдающего зависимостью. Но эта норма была по-тихому исключена. И таких примеров много. Например – о расстоянии в 500 метров к школам и детским садикам,– объяснил нардеп.

Во время рассмотрения закона в зале «Голосу» удалось вернуть обе эти нормы. Они поставили на подтверждение поправки, которыми отменялись условия о компенсации и дистанции. И парламент их провалил. Хотя авторы закона могут потребовать вновь вернуться к этим нормам непосредственно перед голосованием за документ.

​​​​​​​_Гетманцев.jpg

Кроме того, в оппозиционных фракциях предлагали ограничить расположение игорных заведений только пятизвездочными отелями. Иначе это будет только содействовать лудомании, убеждены в оппозиции. Глава финансового комитета Даниил Гетманцев («Слуга народа») с таким аргументом несогласен. Он подчеркнул, что исходя из норм закона, количество игровых автоматов по сравнению с тем, сколько их есть сейчас на нелегальном рынке, уменьшится в 20 раз.

– Одной из целей законопроекта является поддержка развития отельного хозяйства в нашем государстве. У нас очень мало отелей, очень мало качественных отелей. Если бы мы говорили только о пятизвездочных отелях, мы бы оставили без стимулов для развития отели трех и четырех звезд, которые предусмотрены для среднего класса, для обычного потребителя. Это было бы неправильно, – заявил парламентарий журналистам.

Финансовый эффект

Гетманцев рассказал РБК-Украина, что покупка лицензий принесет государству примерно 4,5 миллиардов гривен в год. Наполнять бюджет планируют и за счет налогообложения игорного бизнеса. Оно будет регулироваться отдельным законопроектом, над которым сейчас работает профильный комитет, уточнил депутат.

Поэтому оценить финансовый эффект от легализации в профильном комитете пока затрудняются. По словам Ярослава Железняка, общая сумма поступлений будет зависеть от того, как много компаний выйдет на рынок и сколько продолжит работать нелегально. И, во-вторых, – каким будет эффект от налогообложения.

– Налог на GGR – на валовой доход игорного заведения – будет внедрен только тогда, когда будет система мониторинга. Пока этой системы не будет, то и этого налога может не существовать. Соответственно, и поступлений сейчас будет меньше, – пояснил РБК-Украина Железняк.

Его коллега по комитету Марьян Заблоцкий объяснил, что на самом деле в Налоговый кодекс еще в 2016 году включили нормы о ставках налога с игорного бизнеса. Но их нужно пересматривать, особенно в части налогообложения выигрышей, уточнил парламентарий. Он отметил, что эта система в перспективе создает новые «дыры» в государственном бюджете.

– Любой игорный бизнес не будет работать «в белую», если выплата игрокам – к примеру, с лотерейного билета – облагается ставкой НДФЛ. Представьте, что вы делаете ставку тысячу гривен на победу в матче «Реал Мадрида». Если он побеждает, вы, например, получите 1100 гривен, то есть плюс 100 гривен сверху. По действующему Налоговому кодексу, из 1100 гривен государство заберет 18%. Таким образом вы получите даже меньше чем вы поставили, – пояснил изданию Заблоцкий.

о словам депутата, поначалу государству придется идти на «поблажки» в части налогов для игорного бизнеса.

– Мы просто надеемся, что какое-то время – год-два – мы хотя бы цивилизуем рынок. Ведь сейчас мы его фактически выводим из глубочайшей «тени». После 11 лет существования в подполье, сразу обложить их всеми налогами будет проблематично. Хотя лотереи будут платить налоги сразу, потому что традиционный лотерейный бизнес не был нелегальным, – рассказал Заблоцкий.

Новини

8 травня 2024
7 травня 2024