Скандальный законопроект о санкциях против СМИ: О чем он

  • 14:32
  • 11.12.2018
_sayt_4_650x410_1_650x410_1_650x410_1_650x410 7 ноября восемь народных депутатов от БПП и «Народного фронта» зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 9275, который позволит вводить санкции против СМИ (вплоть до их закрытия) в случае оказания ими информационной поддержки террористическим организациям. Авторы проекта закона предлагают делегировать Парламенту исключительные полномочия по принятию превентивных мер в отношении медиа, исключив при этом Президента Украины, Кабмин, Нацбанк и СБУ. Буквы пишут о том, почему данная законодательная инициатива вызвала столь бурный резонанс среди депутатов и экспертов.

О чем законопроект

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по защите информационного пространства» уже называют диктаторским. Некоторые народные депутаты считают, что документ усиливает контроль над СМИ со стороны государства, позволяя последнему лишать их лицензии без суда и следствия. Их мнения разделяют общественные активисты, написавшие соответственное заявление, в котором они осуждают нардепов за незаконное вмешательство в деятельность СМИ накануне выборов и попытку ограничить свободу слова.
– Указанный законопроект не содержит процедуры и четких критериев оценки, какие именно медиа могут подлежать санкциям. Предлагаемое определение «информационной поддержки» терроризма допускает произвольное толкование, при котором любое упоминание незаконных формирований в СМИ может считаться их популяризацией и приравниваться к террористической деятельности. Таким образом, народные депутаты получат практически неограниченное право вмешиваться в деятельность СМИ, основываясь лишь на собственной политической воли, – говорится в их заявлении.
Активисты также напомнили, что в Уголовном кодексе Украины и Законе Украины «О телевидении и радиовещании» уже предусмотрены различные виды наказания за призывы к насильственному изменению конституционного строя Украины, пропаганду войны, дискриминацию или иной незаконный контент в украинских СМИ. Учитывая вышесказанное, они призывали инициаторов законопроекта отозвать документ. Соответствующий документ подписали: Национальный союз журналистов Украины, Академия украинской прессы, Центр гражданских свобод, общественные организации «Институт массовой информации», «Донецкий институт информации», «Детектор медиа» и «Информационная безопасность». В свою очередь авторы законопроекта утверждают, что критикующие его люди просто не читали документ или плохо знают законодательство. Инициаторы документа предложили приравнять «предоставление информационной поддержки» террористическим организациям или любым другим незаконным вооруженным формированиям к терроризму. Также депутаты хотят закрепить за Парламентом право рекомендовать СНБО применять санкции к СМИ, при этом другие госорганы – Президент Украины, Кабмин, Нацбанк, СБУ – будут лишены полномочий принимать подобные решения.

Рада может узурпировать функции правоохранительных органов

В комментарии #Буквам народный депутат от фракции БПП Ольга Червакова сказала, что законопроект № 9275 не будет проходить экспертизу в их комитете, поскольку его подали таким образом, чтобы он рассматривался в комитете нацбезопасности, а не в комитете свободы слова.
– Я считаю, что это сделано намеренно, потому что авторы законопроекта прекрасно понимают, что через наш комитет такой законопроект пропущен не будет. Поэтому они надеются его провести через комитет нацбезопасности и вынести таким образом в сессионный зал на рассмотрение. У нас даже нет легальных механизмов реагирования. Мы можем как члены комитета выступить по этому вопросу публично, что мы, собственно, и делаем. Я как член фракции призвала руководство фракции дать оценку действиям наших депутатов, которые вносят диктаторские законы на обсуждение. От этого страдает репутация фракции БПП и самого Президента.
По ее мнению, это глупость, логического объяснения которой нет, поскольку в документе предлагается предоставить Верховной Раде совершенно несвойственные ей функции. То есть не только полномочия проводить следственные действия, но и без суда и следствия определять врагов прямым голосованием. По сути, это реинкарнация НКВД, а также попытка узурпации власти, поскольку функции, относящиеся к определению вины и нарушений в СМИ, сейчас возложены на СБУ, Нацсовет и суды.
– Авторы этой законодательной инициативы хотят, чтобы Верховная Рада подменяла собой суд, чтобы она подменяла собой следствие и простым голосованием решала, кто террорист, а кто не террорист, кого надо наказать, а кого – помиловать.
По ее словам, это антиконституционное предложение, поскольку есть два решения Конституционного суда, где прямо говорится о том, что исчерпывающий перечень полномочий Верховной Рады прописан в Конституции. Парламент не имеет права возлагать на себя любые полномочия, поэтому подобные документы могут привести к узурпации функций правоохранительных органов.

Противники закона защищают «помойки Кремля»

В комментарии Буквам народный депутат от фракции «Народного фронта» Сергей Высоцкий сказал, что он не поддерживает идею о делегировании полномочий исключительно Верховной Раде. Есть основной закон о санкциях, где четко прописано, что есть четыре субъекта (Президент Украины, Кабмин, Нацбанк, СБУ), которые могут рекомендовать СНБО применять санкции к медиа. Исходя из этого, намного лучше будет оставить в списке СБУ, которая может намного быстрее применять санкции к любому телеканалу и не ждать принятия подобного решения Парламентом (для чего потребуется 226 голосов). – Просто СБУ должна работать корректно, а не так, как она работает по некоторым своим направлениям. Но это не основная дискуссия – главный вопрос заключается в расширении понятия "информационный терроризм". Противники этой идеи, пользуясь формальными поводами и претензиями к законопроекту, который вполне можно исправить к первому голосованию и ко второму чтению, пытаются защищать русских пропагандистов в Украине. Поэтому юридические уловки используются как повод для того, чтобы не расширять понятие информационного терроризма и тем самым разрешить всяким сливным помойкам Кремля, которые маскируются под украинские телеканалы, продолжать работать и разрушать нашу государственность.

Задача закона – ограничить право Президента применять санкции к СМИ

По словам одного из инициаторов законопроекта - депутата от фракции БПП Ивана Винника – законопроект ограничивает Кабмин, Президента Украины, СБУ и Нацбанк в принятии монопольного решения относительно введения санкций по отношению к СМИ.
– Рада сейчас имеет право периодически вводить санкции в отношении СМИ. Мы предлагаем забрать их у других органов госвласти и оставить только у Парламента. Винник отметил, что СБУ – это орган досудебного следствия, обладающий полномочиями открывать уголовное производство и давать надлежащую оценку в уголовно-процессуальном процессе. В отличие от СБУ, Верховная Рада дает оценку информационной безопасности, которая у нас не урегулирована никаким законодательством и фактически осуществляется в ручном режиме.
Санкции – это не наказание, а применение временных превентивных мер для предупреждения совершения преступления. Например, есть какой-то канал, который призывает к свержению конституционного строя, покаянию перед РФ, убийствам граждан, употреблению наркотиков и изнасилованию женщин. Очевидно, что пока одно из таких мероприятий не совершено, нужно принять какие-то превентивные меры. Для начала предупредить, а если не понимают, то нужно прекратить их вещание. Если преступление по этим призывам уже совершено, тогда СБУ через соответствующее уголовное производство может их привлечь как соучастников к уголовной ответственности и наказать. Он объяснил, что сами санкции будет применять СНБО, и он же определяет, в какой форме это будет сделано согласно закону. Парламент подает на рассмотрение СНБО предложение по применению санкций лишь в информационной сфере (в других сферах он этого делать не может), а СНБО может его принять или отказать. Комментируя возможное применение законопроекта против украинских СМИ во время выборов, Винник отметил, что это можно сделать уже сейчас, поскольку Президент имеет на это все полномочия. Они же, наоборот, предлагают это право оставить только за Радой (во время голосования 226 голосами, которых у БПП нет), забрав тем самым возможность у Главы государства принимать единоличные решения. Закон, наоборот, позволяет обезопасить СМИ от незаконного применения санкций. «Люди просто не читали и не понимают этих изменений, а слушают различных псевдоэкспертов».

Дальнейшая судьба законопроекта

Если законопроект № 9275 не отзовут из-за разгоревшегося скандала, то в дальнейшем он будет рассматриваться в парламентских комитетах вплоть до вынесения его на голосование. Винник сказал, что, во-первых, поправок в законопроект еще никто не вносил и он еще не включен в повестку дня. Во-вторых, спикер Верховной Рады определил комитет нацбезопасности в качестве основного органа для рассмотрения документа. Вторым же стал комитет радиовещания, после которого его дополнительно должны проанализировать 6 или 7 комитетов. Поэтому никто не ограничивал комитет свободы слова и информационной политики – он имеет право его тоже рассмотреть, сделав свои выводы и направив их в Парламент. Появление законопроекта № 9275 в преддверии выборов, которые должны состояться в мае 2019 года, наделало много шума в Украине. Больше всего украинцы боятся, что подобные законы приведут к тотальной цензуре и закрытию неугодных власти СМИ.

Новини

5 листопада 2024
4 листопада 2024