
Все началось с того, что наша редакция направила запросы всем заместителям городского головы города Николаева относительно освоения бюджетных средств подчиненных департаментов и управлений по состоянию на 1 октября 2017 года. Получив ответы, я была удивлена информацией от одного из департаментов, а именно департамента энергетики, энергосбережения и внедрения инновационных технологий. Поданы зашифрованные коэффициенты и сухие цифры без объяснений. Это, собственно, и побудило углубиться и изучить детально на первый взгляд «непонятные цифры в таблице» и как следствие вылилось в этот блог.
Так, 22 декабря 2016 года в ходе первого пленарного заседания 13-й сессии Николаевского городского совета депутатами была утверждена новая структура горсовета и органов исполнительной власти. Одним из главных новшеств этой структуры было создание департамента энергетики, энергосбережения и внедрения инновационных технологий, который вошел в прямое подчинение заместителю городского головы по квоте партии «Оппозиционный Блок».
Напомним, что идея повышения уровня внедрения энергоэффективности в жилом фонде возникла еще во время предвыборной гонки в 2015 году, когда кандидат на пост городского головы от Оппоблока шел со своей программой «Теплый дом». Именно после утверждения новой структуры исполкома, с учетом департамента по энергоэффективности, профильный заместитель (а мы помним, что он ставленник ОБ) в комментариях местным СМИ неоднократно заявлял, что это уникальный случай, когда политическая сила, идущая на выборы с конкретной программой, смогла воплотить ее в жизнь, тем самым доказав, что Оппоблок не просто обещает, но и делает.
Думаю, после такой идиллии складывается впечатление слаженной командной работы. Но давайте попробуем разобраться и понять так ли это на самом деле.
Итак, первое с чего хотелось бы начать, это то, с какой «быстротой» был укомплектован штат упомянутого департамента. На это заму городского головы вместе с директором департамента, как людям, которые являются ответственными за вопросы формирования и организации процесса, понадобилось ни много ни мало около 7 месяцев 2017 года, что ставит под сомнение их менеджерские способности. Вы, конечно, можете сказать, что все упирается в бюрократические проволочки. Возможно, так и есть, трудности в вопросах организации новых структурных подразделений, конечно же, возникают, но не долгих же семь месяцев?!
Ну да ладно, идем дальше. Из вышеупомянутого становится ясно, что департаменту энергетики, энергосбережения и внедрения инновационных технологий для реализации своих проектов в разрезе программы «Теплый Николаев» остается около пяти месяцев. Руководители энергоэффективного направления под четким наставничеством «старшего брата» в лице депутатов Оппоблока, выбирают своим приоритетным направлением реализацию мероприятий по реконструкции и термосанации, а также капитальный ремонт объектов социальной сферы ‒ это около 20 школьных и дошкольных заведений, о чем неоднократно заявлял и сам профильный зам. При этом профильный вице-мэр часто декларировал, что подход должен быть комплексный, что нельзя просто поменять окна, или сделать только утепление дома. По его мнению, нужно подходить всеобъемлюще к этому вопросу – начать с энергоаудита, чтобы дать оценку теплопотерям и только потом разработать проект комплексной термомодернизации объекта. Об этом он заявлял и во время эфира на телеканале НИС-ТВ.
[embed]https://youtu.be/i-Svk-dMxM0?t=40m11s[/embed]
Но, по-видимому, руководство департамента энергетики, энергосбережения и внедрения инновационных технологий в лице Вячеслава Булаха, либо не услышало, либо забыло об этом, когда взяли и перераспределили около 7 миллионов гривен на установку металлопластиковых окон. Дело, вроде бы, тоже хорошее, но, где же здесь ваш комплексный подход? Ведь такие работы как установка окон или утепление фасадов спокойно мог провести и проводил как департамент ЖКХ, так и департамент образования, и многие другие заказчики услуг. И тогда возникает вопрос: «Так программа «Теплый дом» – это необходимость или политика»?
Но на этом «успехи» департамента не заканчиваются. В том самом ответе на запрос, о котором я говорила выше, по вопросу предусмотренных средств на текущий год и их реализации по состоянию на 01.10.2017 департамент энергетики, энергосбережения и внедрения инновационных технологий на первый взгляд показывает внушающий результат освоения.

Но это только на первый взгляд.
Немного углубившись, мы видим, что процент освоения по таким видам экономической деятельности (КВЭД) как 7116310, 7116330, 7117410 крайне низок, всего около 8%. А в этих замечательных цифрах как раз и зашифрована реконструкция с термосанацией, капитальные ремонты, энергоаудит, разработка проектно-сметной документации, компенсация процентов по кредитам по программе «Теплый дом» и прочее.
Что касается освоения остальных средств, указанных в ответе со стопроцентным показателем, то это деньги, предусмотренные на зарплату, коммуналку, приобретение мебели для департамента, а также пополнение уставных фондов КП «Інститут соціально-економічного розвитку міста» и КУ «Центр енергоефективності м. Миколаєва».
Также стоит отметить, что пять нижних показателей в таблице ответа департамента нам не удалось идентифицировать, даже пообщавшись со специалистами в стенах горсовета. Да и в полученном нами ответе от Департамента финансов Николаевского горсовета такие КВЭДы не фигурируют.
Нам с вами остается надеяться только на то, что произойдет прорыв и департамент сделает за три оставшихся месяца то, что не смог сделать за девять прошедших, а именно сможет сдвинуть процент освоения средств с несчастных 8 %.
Уже сегодня становится ясно, что никаких двух реализованных проектов, о которых так много говорилось депутатами «Оппозиционного блока», нам не увидеть в этом году. Год подходит к концу, а в системе Прозорро нет ни одного тендера, объявленного департаментом энергоэффективности на реализацию проектов, что с учетом сроков проведения торгов, дает нам право сделать такие выводы. Но и это не самое плохое. Как стало известно нашей редакции из достоверных источников в горсовете, на сегодняшний день департаментом Булаха интенсивно ведется работа по заключению договоров на разработку проектно-сметной документации тех самых 20 школ и детсадов, которые планируют «комплексно утеплить». Общая сумма проектов составляет около 6 миллионов гривен! Но в план на реализацию проектов в 2018 году попадут только 5 объектов из 20. Так возникает вопрос: для чего мы тратим 6 миллионов гривен на разработку проектов, которые мы не собираемся реализовывать!?
И вот невольно задалась вопросом, а зачем нам содержать за счет наших с вами налогов целое структурное подразделение, которое мало того что не смогло за весь год реализовать ни одного проекта, так еще и умудрилось «выбросить» шесть миллионов на проекты, которые будут пылиться на полке?! Вопрос, конечно же, риторический.
P.S. 8% освоения средств по профилю. Ведь в этом что-то есть. Восьмерка ‒ знак бесконечности... Бесконечности политического пиара и бесконечности пустых обещаний.