
Людям для более-менее хорошей жизни всегда были необходимы три вещи: еда, работа и медицина, если с первым и вторым в старом Николаеве проблем не возникало, то с медициной было более напряжённо.
Здравоохранение в Николаеве развивалось вместе с ростом самого города и развитием его экономики. К строительству верфи, кораблей, города было привлечено большое количество работников. Это были мастеровые, рекруты, крестьяне из адмиралтейских поселений, военные. Тяжелый труд и плохое питание способствовали увеличению болезней, возникновению эпидемий и смертности. Это заставило городские власти и адмиралтейское правление организовать лечебные учреждения.
В далеком 1788 году находившийся при Потемкине доктор Данило Самойлович предложил организовать первый прифронтовой лазарет, находился он в Витовке. Строительство Витовского полевого лазарета было обусловлено проходившей в это время русско-турецкой войной, военные действия которой разворачивались, в основном, на территории нашего края. Также, рядом был построен стационарный каменный госпиталь.
В XVIII веке существовала практика направлять больных и раненых для лечения в тыл. Но Самойлович, работавший в это время на юге, предложил лечить их в прифронтовых лазаретах, так как долгая дорога в тыл ухудшала состояние раненых и увеличивала смертность. Осознавая правоту доктора, Потемкин поручает ему организацию сначала походного, а потом и стационарного лазаретов в Витовке и назначает его главным врачом Витовского госпиталя.
Основная роль Николаева заключалась в кораблестроении, город продолжал развиваться, все учреждения, которые находились в нем, подчинялись юрисдикции морского военного ведомства. Мне медикаменты, которые приходили для лечения адмиралтейства и военных заказывались в аптеке Витовского госпиталя.
Только в начале XIX века в Николаеве появился новый Морской военный госпиталь, а затем и комплекс казенной аптеки Морского ведомства. Он состоял из аптеки, аптечной лаборатории и «аптекарского огорода» ( пересечение улицы Садовой и 68-ми десантников, после октябрьской революции улица носила название 61 Коммунара и 1-й Слободской). Поэтому, когда в 1835 году давали названия городским улицам, эта, которая начиналась от квартала, занимаемого аптекарским комплексом стала называться – Аптекарской.
Все же, фармацевтическая история Николаева началась только в 1864 году, когда инженер-полковник Рулевой построил комплекс новых зданий Морского госпиталя по 1-й Госпитальной улице. В одном из павильонов разместилась аптека с лабораториями (химической и фармацевтической), подвалами и погребами.
В скоро времени, кроме городских аптек, в городе появились и частные. Они делились на два типа: аптеки и аптекарские магазины. Различие заключалось в том, что в первых, продавались лекарства готовые и собственного изготовления, а во-вторых, торговали только готовыми лекарствами, в розницу. Оптовые продажи осуществляли в аптекарских складах.
Первая частная аптека появилась в Николаеве в 1826 году, усилиями провизора Карла Гейне. Он обратился к главному командиру Черноморского флота, военному губернатору Грейгу, с просьбой отвести место для строительства дома.
Как раз в этом доме Гайне разместил первую аптеку для населения города. Находилась она на улице Купеческой (сейчас Потемкинской). Эта аптека просуществовала в Николаеве почти век, в начале ХХ века, после революции имущество аптеки были национализировано, и она вошла в число государственных городских аптек (в разные годы носила № 7 и № 2).
В XIX веке на базарной площади существовала аптека Вендельберга. Он первым открыл филиальную аптеку, она была на площади Военного рынка (парк Народный Сад). Эта аптека до сих пор продолжает свое существование на углу Потемкинской и 1-й Военной улиц, хотя ее создателя уже давно нет в живых.
На углу улицы Соборной и Херсонской (проспект Центральный) много лет существовала аптека Бенькевича. Здание аптеки было снесено в 50-х годах, во время благоустройства Советской улицы и строительства гостиницы «Украина».
В 1913 году в Николаеве возникло сразу 5 новых аптек: Бланка на Московской улице, Жураковского - на Садовой, Когана - на Глазенаповской (Декабристов), Крицкого и Варшавского - на Таврической (Шевченко) и Мещерицкого - на Рыбной (Чкалова).
Некоторые городские аптекари преподавали фармацевтическую науку в акушерско-фельдшерской школе при городской больнице.
После Первой мировой войны в мире много чего изменилось, в одной из аптек Николаева появился новый отдел – табачный, она находилась на улице Большой Морскай, угол Соборной улицы.
После прихода Советской власти для рабочих в аптеках появилась скидка в размере 10%. В 1923 году началась массовая национализация николаевских аптек. Известно, что за каждой из них - порой трагическая история многих аптекарей, годами кропотливо налаживающих свое дело.
Все аптеки, который смогли национализировать теперь, относились к Управлению Николаевских госаптек. Теперь уже управление брало на себя снабжение товарами и лекарствами всех аптек.
В 1923 году на складе лежали: Фосфатин, Биомальц, питательное толокно, железный альбуминат, Аттенштет, Сиролин, Екороль, Пертусин, Артамин, Гонозан, Вальда и другие патентованные средства.
Аптечное дело будет ходовым в любое время и хоть сейчас выходя на улицу мы видим вывеску со сверкающим крестиком на каждом шагу, в то время с медикаментами было туго. Хотелось бы верить, что в будущем медицина шагнет настолько далеко, что людям не нужно будет лечиться и закупаться тонной таблеток, а будет существовать какое-то универсальное лекарство от всех бед на свете.
Владислава Прищак, Шиповник