Николаевские катакомбы: легенды и реальность

  • 12:03
  • 11.05.2021
69874_1_899x600

Прогуливаясь по улицам Николаева, особенно по исторической части города, глазу всегда есть за что ухватится. Старые четырехэтажные дома с гипсовыми фигурами на крышах или новые стеклянные здания, на любой вкус. Но наш город славиться не только своей богатой историей, но и рассказами, может в некотором роде легендами, о катакомбах, которые словно паутина обвивают весь город.

Ничто так не будоражит человеческое создание как неизвестное. Много мифов и версий создания тех самых николаевских катакомб, о которых слышал почти каждый, но собственными глазами видели только единицы.

Кому только не приписывали строительство тоннелей: туркам, грекам, евреям, даже готам (III век). Появилась версия, что именно готы связывали реку Южный Буг (Боуг), Гипанис, с подземным царством нибелунгов.

Первый ярус катакомб располагается под старыми районами города на небольшой глубине. Это старые подвальные помещения и погреба, связанные друг с другом.

Более глубокий второй уровень представляет собой остатки старинного водопровода, построенного в 1820-1830 годах. Предполагается существование еще одного, нижнего яруса подземелий.

509270.jpeg

Существует как минимум три версии, которые объясняют появление катакомб. Первая – согласно некоторым архивным документам, для строительства города требовалось много камня, его добывали в пределах города. Для того чтобы не вывозить камень по галереям, прямо в городе делались колодцы. Глубина залегания каменоломен - от 20 до 30 метров ниже земной поверхности. Выработки образовали глубокие и разветвленные катакомбы.

Вторая – катакомбы построили специально, когда Николаев был на осадном положении в 1855 году в город приехал фортификатор генерал Эдуард Тотлебен, который раньше обеспечивал инженерную оборону Севастополя. На основе опыта противоминной борьбы Севастополя, в Николаеве заранее были прорыты подземные галереи («мины») к наиболее важным объектам. Также строительство «мин» иногда приписывают туркам, в связи с нахождением в тоннелях ятаганов.

Третья версия гласит, что катакомбы это не более чем Спасский самотечный водопровод, построенный в 1820-1830 годах по проекту и под руководством Рокур де Шарлевиля. Длина туннеля по улице Адмиральской достигает пяти километров.

Первое официальное упоминание существования катакомб произошло только в 1931 году, в книге «Николаев – современное состояние и перспективы хозяйственного и культурного развития», которая была издана в Одессе.

– При описании города нельзя обойти вопроса о катакомбах и подземных минах, имеющихся в городе в большом количестве, но которые до сих пор не исследованы. По собранным данным мины и катакомбы весьма давнего происхождения, – говорится в книге.

Николаевские тоннели распространяются на многие километры вперед и находятся под большинством старых домов, как правило, двухэтажных. Дом зажиточного хозяина обязательно имел подвал или погреб, а иногда и то, и другое.

katakomby-map-colored.jpeg

Подвалы и погреба строились для хозяйственных нужд – хранения бочек и бутылок с вином (винные подвалы в центральной части), солений и мочений, льда и разного продовольствия. Такие подвалы были практически под каждым магазином и иногда они сообщались друг с другом через подземные ходы.

В 1954 году геодезист Матвеев написал в городское управление архитектуры о тоннеле, направленном в сторону Херсона. В 1956 году военным флотом была организована крупная экспедиция под руководством инженера Александра Алексеева. Им был составлен план и подробное описание пройденных тоннелей.

Алексеев попросил флот организовать группу в 60 человек для земляных работ, а для исследования выделить еще около 30 моряков, среди которых были врачи, старшины, офицеры и матросы.

sddefault.jpeg

После вылазки все документы попали под гриф секретности, но уже в нашем времени архив рассекретили и обнародовали следующую информацию:

– Отрезок осыпавшегося тоннеля имеет 2 направления: в сторону Варваровского моста – предполагаемых мест эллинских погребений и к центру города, последний на расстоянии 50 метров от входа также засыпан. По легендам местных старожилов, некоторые из них в молодости из-за любопытства проникали в этот тоннель до 1 километра, протягивая за собою нитку и утверждают, что видели под землею большой куполообразный грот с надписями на стене на непонятном для русских языке, из которого в разные стороны расходятся тоннели, – говорится в отчете Алексеева.

Сама личность Алексеева тоже вызывает вопросы, после того как председатель клуба «Садко» Константин Корчагин попытался найти его, создалось ощущение, что этот человек вовсе не существовал. Документов и адресов, которые могли бы привести к Алексееву не было, а после длительных поисков удалось выйти лишь на его полную тезку.

Вскоре, в 1992 году решением Николаевского горисполкома создана научно-поисковая экспедиция по обследованию подземных сооружений на базе клуба подводного поиска «Садко». К сожалению, многие туннели к тому времени были разрушены и продолжение исследований стало невозможным.

 

Сегодня почти все входы в подземелья замурованы, засыпаны, залиты бетоном или заполнены водой, а некоторые пещеры попросту исчезли.

В 2004 году экспедиция Николаевского Государственного университета имени Сухомлинского проводила раскопки поселения «Дикий Сад» где были открыты и раскопаны несколько культовых помещений – храмов.

Археологи выносят такую гипотезу, что существовал подземный тоннель «Дикий Сад» – старый Элеватор он соединяет обе стороны полуострова, на котором был расположен как древний, так и современный город.

Алексеев в своих исследованиях также отмечает присутствие в районах старого Элеватора, Яхт-клуба и Дикого сада мест «эллинских захоронений», соединенных между собой тоннелями с выходами по всем сторонам полуострова. Есть у него в отчете и «…большой куполообразный грот с надписями на стене на непонятном для русских языке, из которого в разные стороны расходятся тоннели…».

Наши катакомбы так и не получили должного исследования как допустим Одесские, поэтому, многие горожане сомневаются в их существовании. Существуют ли на самом деле эти загадочные тоннели или все же это фантазия, которая блуждает по нашему городу? Этого мы не знаем точно, но людям всегда хочется додумать что-то магическое и сказочное, даже если это всего на всего водопровод. 

 

Владислава Прищак, Шиповник

Новини

19 березня 2024
18 березня 2024