Богатая история и грустный конец: Николаевский старый железнодорожный вокзал

  • 16:51
  • 01.03.2021
143523_1

Когда-то он был центром жизни города, тысячи людей ежедневно спешили на свой поезд, сотни провожающих и встречающих. Вокзал всегда ассоциируется с грустью расставания и радостью встреч, но Николаевский старый вокзал уже давно не слышит шум прибывающего поезда.

Первый пассажирский поезд ушел с нашего города в 1873 году. Как ни странно, но именно отмена крепостного права стала двигателем железнодорожного прогресса на территории нашей области.

unnamed-2vy.jpg

Стало необходимо соединить Николаев со станцией «Знаменка», а после открытия морского порта для иностранных судов железная дорога начала строиться через сам город. Стальные пути подвели к морпорту, заводам «Наваль», «Руссуд» и другим. В 1907 г. построили линию «Николаев- Херсон», а в 1914 г. – «Николаев – Колосовка».

Как пишет «Николаевская газета» в 1906 году станция «Николаев» была очень слабо оборудована.

- Такое положение ее было до 1908 года, когда сумма претензий достигла 100 тысяч рублей. С этого времени развитие станции идет прогрессивно вперед, - сообщает газета.

После такого прогресса наступила стадия разрушения, а именно период гражданской и Второй мировой войны. Старожилы рассказывают, что при отступлении немцы переломали рельсы и шпалы. Когда город заняли наши войска, ввели трудовую повинность – каждый трудоспособный должен был работать на восстановлении железной дороги.

В газетах того времени это описывается так:

- По призыву партии горожане (военные, жители Николаева и окрестных сел), несмотря на голод, холод, нехватку одежды, техники, восстановили разрушенное и стали развивать железнодорожную сеть города.

Через несколько лет после окончания войны, в 1947-м, Николаевский узел по переработке грузов достиг довоенного показателя и быстро стал его превосходить. На то время, убытки, которые нанесли немецкие войска железнодорожному хозяйству Николаева составляли несколько миллионов рублей.

В 50-х года построили новое, уже привычное нам, здание железнодорожного вокзала. Оно находится недалеко от старого, одноэтажного, в конце улицы Пушкинской.

Центральная часть здания несколько больше боковых, в ней находится вестибюль, вход в него украшает изящная арка. В боковых частях расположены залы ожидания и технические помещения, они также оформлены арками, но более вытянутыми по форме.

unnamed-2yv.jpg

В течение 1956-1958 годов с противоположной стороны Привокзальной площади по проекту архитектора Скуратовского был построен 5-этажный жилой дом. Его сделали как можно более представительным, поскольку это первое, что видели пассажиры, прибывая в наш город.

Дом был построен, соблюдая общую архитектурную композицию с вокзалом. Подъезд выполнен в виде арки, а фасад здания украшают аккуратные балконы и полуколонны.

Но, любоваться вокзалом жителям пришлось не долго, в 80-х годах в Николаеве появился второй железнодорожный вокзал, который сейчас находится вблизи площади Победы.

Тогда, горожане стали писать в редакции газет, всех волновала дальнейшая судьба старого вокзала, к которому за многие годы привыкли тысячи жителей областного центра. Всех интересовало, будут ли сюда заходить поезда.

Руководство железной дороги отвечало, что в связи с открытием нового вокзала в Николаеве от старого будут отправляться только те поезда, которые начинают путь своего следования из Николаева, а именно: «Николаев –Москва», «Николаев — Ленинград», «Николаев — Киев», а также Херсон, Каховка, Долинская, Новополтавка.

Приниматься к старому вокзалу будут поезда, маршрут у которых заканчивается в Николаеве. Это поезда из Москвы, Ленинграда, Киева, Херсона, Каховки, Долинской и Новополтавки.

Отметим, что в наши дни здесь курсирует несколько пригородных поездов: «Николаев – Новополтавка», «Николаев – Каховка», «Николаев – Долинская» и «Николаев – Колосовская».

Сейчас, мало что осталось от того вокзала, который понят наши бабушки и дедушки. Основными его клиентами являются морские и речные порты, Вокзал стал брать на себя больше грузовые поезда, за день может принять более 500 вагонов.

unnamed-2yachs.jpg

Перед самим вокзалом жители обустроили рынок, полностью перегородив весь вид на былую гордость города. Кучи мусора, стаи бездомных собак и рыночная суета теперь являются обыденностью. Одно из самых популярных мест в городе превратилось в неблагополучный и пугающий район, где ночью людей не встретишь.

Свою былую славу вокзал утратил уже давно, облезлые стены, пустые пироны и старые лавки, теперь это символ состояния всего Николаева. Новый вокзал не оправдал своих надежд, а старый уже не в состоянии принимать жителей, так и получилось, что весь наш город попросту остался ни с кем и потерял свою главную визитную карточку.

 

Владислава Прищак, Шиповник

Новости

19 апреля 2021