Майдан или не Майдан? Чем отличаются протесты в Беларуси от украинских

  • 18:42
  • 11.08.2020
original-1-1-e1597152116913-800x530

В Беларуси уже две ночи подряд проходят массовые протесты. По словам митингующих, заявления белорусских ЦИК о “несокрушимой” победе Александра Лукашенко можно делить надвое - главная конкурентка президента, Светлана Тихановская, говорит оппозиция, набрала как минимум 60% голосов избирателей. Как результат - с вечера 9 августа в стране не утихают протесты.

По данным МВД республики, есть десятки пострадавших и один погибший. Оппозиционные СМИ и лидеры мнений (что характерно из-за рубежа) призывают белорусов выходить на площади, приносить коктейли Молотова и сражаться до последнего. Эти события вызывают у украинцев навязчивое чувство дежавю. 

Vesti.ua разобрали все отличия и сходства протестов в Беларуси с Майданами в Украине.

Чем белорусские протесты похожи на украинский Майдан? 

В сети превалирует мнение, что нынешние протесты в Беларуси аналогичны антиправительственным митингам в Украине 2004-го и 2013-го годов. Люди, недовольные решением власти, в данном случае результатами выборов (как во время т.н. “Оранжевой революции”), вышли продемонстрировать свою усталость от официальной власти. 

Как и в случае с украинскими событиям есть подозрения, что за протестами в РБ стоят “иностранные координаторы” и геополитический фактор. Впрочем, последнее утверждение весьма спорное, но об этом ниже. Для начала разберем схожесть протестов.

 

Антураж протеста

Протесты в Беларуси похожи на Майданы по антуражу: горящие покрышки, свой гимн (если в 2013 протестующие пели песню белорусов “Ляпис Трубецкой”, то в этот раз выбор пал на “Перемен” Виктора Цоя), коктейли Молотова, стычки с правоохранителями. По официальным данным белорусского МВД, есть один погибший, оппозиция же утверждает, что погибших, как минимум, три. В этом смысле происходящее в Минске и других городах больше напоминает киевскую зиму 2013-2014 годов. 

Влияние социальных сетей

Если протестующие на Майдане активно использовали Facebook, то в Беларуси самым популярным и доступным каналом сейчас является Telegram. Оппозиционные Telegram-каналы Nexta, “Беларусь головного мозга”, “Страна Для Жизни Live”, “Мая краiна Беларусь” публиковали сообщения о точках сбора, маршрутах правоохранителей и куда должны приехать медики. Основатель соцсети Павел Дуров сообщил, что на территории страны в приложении специально были активированы инструменты антицензуры, чтобы мессенджер “оставался доступным для большинства пользователей”.  К слову, администраторы этих групп находятся преимущественно за пределами Беларуси, в соседней Польше.  

Демонизация милиции

Как и во время Майдана, началось разделение на “свой-чужой”.  В Telegram-каналах запустили своеобразную “травлю” силовиков, которые оказались так или иначе причастны к массовым задержаниям протестующих последних месяцев. В Сети публиковали их фотографии, контактные данные, номера телефонов, но в то же время протестующие скандируют “Милиция с народом”, как и на Майдане. 

Подогрев антироссийских настроений

В понедельник, 10 августа, в белорусских Telegram-каналах распространили предположение об участии российского спецназа в разгоне протестующих в столице. Первым о возможном вмешательстве России сообщил Telegram-канал Nexta – один из самых крупных белорусских каналов, насчитывающий к 11 августа более миллиона подписчиков. Его основал белорусский оппозиционный журналист Степан Путило, который на данный момент находиться в Польше. 

Опровергли сообщение о “следе РФ” другие популярные Telegram-каналы. По их словам, у российского спецназа нет формы, в которую были одеты силовики на видеозаписях. Напомним, что байка о “русском спецназе” ходила также и во время Майдана в 2013-2014 годах. Слух был настолько живуч, что лидер “Свободы” Олег Тягнибок попросил журналистов перепроверить эту информацию, а МВД пришлось официально ее опровергать. 

Кроме того, как и после событий в Украине, лидеры европейский стран уже закономерно отреагировали и на результаты выборов, и на протесты. Польша, к примеру,  требует от ЕС жесткой реакции на итоги выборов (премьер-министр призвал созвать чрезвычайный саммит ЕС и "поддержать белорусов в их стремлении к свободе"). Берлин официальные итоги референдума не признает, а Вильнюс осудил разгон протестующих в Минске, тем самым поддержав сторонников Тихановской  - во вторник, 11 июля, она уехала в Литву. Против силовых мер по пресечению мирных акций выступили официальные институты и "организации гражданского общества" и других западных стран. 

Чем белорусские протесты отличаются от Майдана? 

Несмотря на то, что акции протеста в Беларуси во многом напоминают революции в Украине, эксперты и политологи утверждают, что между ними есть несколько очень существенных отличий. 

Так, в отличии от масштабных революций в Украине или, к примеру, в Армении в 2018 году, у белорусской оппозиции нет единой фигуры лидера протестов. Светлана Тихановская, которая не по своей воле оказалась лидером оппозиции в стране, заявила, что устала и уехала в Литву. В 2004 году лидером был экс-президент Виктор Ющенко, в 2014 году - была целая иерархия влиятельных предводителей: Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Петр Порошенко, Олег Тягнибок. Все они, так или иначе, позже были у власти. Единственное, что предлагала Тихановская - провести повторные выборы. Поэтому протестующие до сих пор не понимают, кто бы мог занять пост главы государства вместо Лукашенко.

К тому же, в Беларуси нет того влиятельного олигархического класса, который “двигал” протесты в 2004 и 2013 годах в Украине. “На майданах роль олигархов была значительной. О событиях 2004 года говорили: “Это война миллионеров против миллиардеров”, - говорит Якубин.

Кроме того, в Беларуси не наблюдается большого “раскола элит”, как, например во время “Евромайдана”. Если бы Виктор Янукович полностью контролировал элиты - стихийных протестов не случилось бы. Получается, если раскола нет - протесты не смогут превратиться в революцию. 

Как рассказал Vesti.ua политолог Вадим Карасев, Майдан в Украине имел четкое геополитическое измерение. В Беларуси не все так просто и до конца не понятно, прозападная или пророссийская у них оппозиция. 

“И сам Лукашенко не столь однозначно пророссийский. Он играл между Россией, Китаем и Западом. Эти протесты не носят геополитический характер, там даже больше демократический, социальный характер: “идти против отцов”, - говорит эксперт. 

По словам Карасева, на протестах в Беларуси определенно есть координаторы, однако “общего центра координирования” - нет.  Эксперт считает, что если бы он был, то протесты были бы “осмысленней”. “Пока это стратегия протеста, но не политической революции”, - говорит он. Эксперты также отмечают “распорошенность” вспышек протеста. Только в одном Минске их десятки.  Это усложняет силовое подавление протестов.

Эксперты говорят, что полностью сравнивать протесты в Беларуси с Майданами в Украине нельзя. По методам организации они отдаленно напоминают протестное движение в России в 2011-2013 годах. 

“Мне метафора Майдана для описания того, что происходит в Беларуси, не нравиться. Это очень упрощенное объяснение - оно не показывает всего, что происходит в Беларуси сейчас. Ну и с последними громкими протестами бунт в Беларуси нельзя сравнивать. Я о социально-политических протестах - Black Lives Matter в США или “желтые жилеты” во Франции. Мне кажеться, более удачная метафора - это протесты на Болотной площади в Москве”, - говорит Якубин. По его словам, там была такая же “распорошеность” протестов и требований, люди шли за несколькими лидерами.  

Источник: Vesti.ua

Новини

24 квітня 2024
23 квітня 2024