Феномен Be@rbrick: Откуда у фигурки медведя тысячи фанатов и сотни коллабораций

  • 15:22
  • 18.12.2019
brickbear-4-dtf-magazine

Японскому дизайнеру Акаши Тацухико удалось создать игрушку, которая стала культурным феноменом. С его медведем делают коллаборации крупнейшие бренды, компании и художники, коллекции с Be@rbrick анонсируют практически каждый день, а за релизами охотятся коллекционеры и хайпбисты во всем мире.

DTF Magazine рассказывает, откуда взялись фигурки медведей и как им удалось стать настолько популярными

Случайная идея

История Medicom Toy началась в маленьком помещении площадью шесть квадратных метров. «Мы делили здание с рестораном, в котором продавали жареные свиные котлеты, и помимо нас там было еще много других арендаторов», — вспоминает основатель компании Акаши Тацухико.

brickbear-fullsize-2-dtf-magazine.jpg

Идея создать компанию игрушек возникла у Акаши спонтанно. До этого он несколько лет работал в IT-сфере, получая хорошую зарплату, но у него почти не было свободного времени, да и сам он не был уверен в том, хочет ли посвятить жизнь такой работе.

Однажды, прогуливаясь по улицам Токио, Тацухико увидел небольшой магазинчик с американскими игрушками. Акаши заглянул внутрь и понял, что хотел бы создавать нечто похожее: «Моя работа уже была связана с созданием продуктов, но я все чаще задумывался: а что бы я хотел создать самостоятельно? И как только увидел игрушки в ZAAP! (название магазина, — прим. DTF Magazine), я прозрел. Я был уверен: это то, чем я хочу заниматься». Больше всего Акаши впечатлили фигурки Бэтмена и Терминатора; в тот день он оставил в магазине все свои карманные деньги.

Вдохновившись идеей, Тацухико решил создать свой бизнес, уволился с работы и в 1996 году основал компанию Medicom Toy, заручившись поддержкой одного из бывших сотрудников компании LEGO.

Оммаж Стэнли Кубрику

Первая модель игрушки называлась Kubrick. Внешне она напоминала фигурки LEGO и тоже состояла из девяти частей: головы, торса, бедер, ног, рук и кистей. В терминологии LEGO элементы фигурок называются «кирпичиками», к этому и отсылает слово brick в названии Kubrick, а слово kyu на японском означает «девять». Однако такое совпадение получилось случайно; изначально Акаши назвал фигурку в честь режиссера Стэнли Кубрика. К Кубрику отсылал и логотип фигурок — в нем использовался тот же шрифт, что и в постерах фильма «Заводной апельсин».

«Я хотел сделать что-то простое как реакцию на то, что уже было на рынке. Так появилась серия Kubrick», — объяснил дизайнер.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.50.00.png

Для выхода дебютной серии фигурок Акаши заключил контракт с создателем аниме Neon Genesis Evangelion и выпустил коллекцию Kubrick с образами его персонажей. Фигурки сразу стали популярными, а на Medicom Toy обратили внимание другие бренды. Через год компания едва успевала выпускать новые партии для заказов. «К нам обращались из разных агентств с запросами в стиле: „Мы бы хотели использовать фигурки в качестве бонусов к предзаказам билетов. У вас есть три месяца“. Но этого времени было недостаточно, и уже тогда я задумывался о способе, который позволит нам менять лишь внешний вид фигурок, а не их форму», — вспоминает Акаши.

Дизайнер хотел удовлетворять спрос, но создавать разные части фигурок для каждого заказа оказалось слишком дорого. Поэтому в Medicom Toy решили сделать один формат для всех.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.45.22.png

Рождение медведя

В 2000 году 100-летний юбилей праздновал медведь Тедди, и это подтолкнуло Акаши к созданию силуэта, который смог бы стать таким же узнаваемым. «Я хотел, чтобы среди сотен фигурок люди сразу могли указать на игрушки Medicom», — объясняет дизайнер.

Вдохновившись примером медведя Тедди, Акаши придумал новый силуэт под названием Be@rbrick: модель стала упрощенной версией Kubrick с круглым животом и головой медведя. Благодаря обновленному дизайну компании больше не требовалось менять форму игрушки и ее детали — достаточно было изменить оформление и цвет.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.45.35.png

Впервые Be@rbrick представили в мае 2001 года — их дарили посетителям выставки World Character Convention 12 в Токио. Фигурки были белого цвета с нанесенным на них логотипом Be@rbrick, высотой 70 миллиметров; с тех пор этот шаблон стал стандартом для классических коллекций.

​​​​​​​brickbear-fullsize-4-dtf-magazine.jpg

Задумка Акаши удалась — заказчики соглашались менять лишь оформление фигурок, что позволило наладить массовое производство. С тех пор коллекции Be@rbricks выпускаются ограниченным тиражом и практически не переиздаются.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.45.45.png

Фигурки каждой серии выпускаются партиями из 24 одинаковых коробок (blind box), поэтому покупатель не знает заранее, какой персонаж ему попадется.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.45.51.png

Собрать сразу полную коллекцию практически нереально, в результате чего вокруг Be@rbricks сформировалось сообщество коллекционеров, собирающих, обменивающих и продающих фигурки, а цены на ресейл редких моделей достигают десятков тысяч долларов. Например, фигурку из коллаборации Swarovski x Colette продали на аукционе за 17 тысяч долларов, а лимитированного медведя Chanel — за 28 тысяч.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.45.57.png

Исключение ради искусства

Впрочем, у Акаши все еще бывают заказчики, для которых он делает исключение и отклоняется от силуэта медведя. Одним из самых известных коллабораторов японского дизайнера стал американский художник KAWS — специально для него в Medicom Toy разработали силуэт компаньона — фигурку с головой и телом, стилизованными под творчество KAWS.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.46.02.png

В 2006 году сотрудничество дизайнера и художника переросло в создание бренда одежды Original Fake, в рамках которого вышли первые фигурки-компаньоны. Совместный проект просуществовал семь лет — в январе 2013 года Акаши и KAWS закрыли бренд и сосредоточились на личных проектах.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.46.09.png

Классификация Be@rbrick

Размеры

​​​​​​​brickbear-fullsize-dtf-magazine.jpg

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 14.57.12.png

Релизы
Игрушки выпускаются сериями, которые делятся на четыре типа:

  • Снимок экрана 2019-12-18 в 14.59.14.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 14.59.02.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 14.59.10.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 14.58.57.png

Стандартный тип делится на темы


  • Снимок экрана 2019-12-18 в 15.00.11.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 15.00.01.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 15.00.07.png
  • Снимок экрана 2019-12-18 в 14.59.56.png

Медведи и коллаборации

​​​​​​​brickbear-fullsize-3-dtf-magazine.jpg

Всего за несколько лет игрушки Medicom Toy стали культурным феноменом в Японии. Начав с коллабораций с создателями манги и аниме, компания приняла предложения от японских брендов A Bathing Ape, Undercover и Comme des Garçons. А после успешных коллабораций вышли Be@rbrick в стиле западных брендов — от Stussy и Nike до Chanel, Vivienne Westwood, Swarovski и концепт-сторов Colette и Dover Street Market. Теперь с учетом ограниченности дропов и отказа от повторных релизов коллаборации Be@rbrick раскупают почти так же быстро, как и новые коллекции Supreme.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 15.02.20.png

Не остаются в стороне и другие сферы: на счету Medicom Toy коллаборации с KAWS, Энди Уорхолом, Китом Харингом, Жаном-Мишелем Баскией, музыкантами The Beatles, Daft Punk, киновселенной «Звездных войн», мультфильмами «Рик и Морти», «Симпсоны» и другими героями современной культуры.

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 15.02.56.png

​​​​​​​Снимок экрана 2019-12-18 в 15.03.00.png

Благодаря такому количеству коллабораций создается впечатление, что Medicom Toy планирует выпустить коллекции со всеми представителями массовой культуры. На самом же деле Акаши практически не следит за трендами и берется лишь за те коллаборации, которые приносят ему и его команде удовольствие: «Я не слежу за рынком. Если бы следил, Be@rbrick попросту не существовало бы. Оценивая рынок, ты пытаешься определить общие интересы поклонников и выпустить то, что понравится большинству людей, чтобы оправдать их ожидания. Но я предпочитаю обходиться без обещаний. Так я точно не обману ничьих ожиданий».

​​​​​​​​​​​​​​nznfbjkxnfgjbxfg.jpg

Новини

30 травня 2025
29 травня 2025