На Россию возлагается ответственность за моральный и материальный ущерб, нанесенный Украине, органам государственной власти и местного самоуправления, как и обязательство обеспечить защиту гражданского населения.
Украина же, со своей стороны, должна принимать меры для обеспечения государственного суверенитета - в том числе санкционные, а также использовать механизмы международного сотрудничества для сохранения и усиления санкций против РФ. Органы в Украине собирают данные о правах человека на временно оккупированных территориях, а также создают межведомственный координационный орган, чтобы обобщить позицию государства в вопросе отпора и сдерживании вооруженной агрессии РФ, а также подготовить консолидированную претензию против РФ. Для противодействия агрессии Генштаб ВСУ применяет силы и средства по согласованию с соответствующими руководителями. Собственно, стратегическое руководство силами и средствами ВСУ - это дело Генштаба ВСУ, а руководство военнослужащими непосредственно в Донецкой и Луганской области - дело Командующего объединенных сил. Он реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб. Со своей стороны, Генштаб должен разработать положение о Объединенный оперативный штаб ВСУ, прописать там полномочия Командующего этим штабом. Такое положение утверждается Верховным главнокомандующим (президентом) по представлению Минобороны. Закон о реинтеграции Донбасса только немного затрагивает вопросы взаимодействия структур для обеспечения национальной безопасности. Ожидается, что подробнее об этом речь пойдет непосредственно в законе о нацбезопасности. На данный момент его проект согласовал Совет нацбезопасности, однако документ не подан в парламент и официально не опубликован. Командующий объединенных сил в случае реальной угрозы жизни и здоровью лиц, которые пересекают линию разграничения, имеет право ограничить въезд этих лиц на временно оккупированные территории. Однако порядок въезда лиц, перемещения товаров на временно оккупированные территории и выезда лиц, перемещение товаров определяются Кабмином. На территориях, прилегающих к зоне боевых действий, функционирует особый порядок, согласно которому органы сектора безопасности и другие госорганы имеют специальные полномочия для обеспечения нацбезопасности. Границы таких территорий устанавливает начальник Генштаба ВСУ по представлению Командующего объединенных сил. В зонах, прилегающих к районам боевых действий, привлеченные к мероприятиям по противодействию агрессии РФ (военнослужащие, правоохранители, медики) получают такие права:- применять в случае крайней необходимости оружие и спецсредства к тем, кто нарушает закон или пытается нелегально попасть в зону противодействия агрессии;
- задерживать указанных лиц и привозить в органы Нацполиции;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, в случае их отсутствия – задерживать для установления личности;
- осматривать личные вещи граждан при них и в автомобилях;
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта, пешеходов на улицах и дорогах, не пускать людей и машины куда-то, в частности на объекты, выводить людей из определенной местности, отбуксировывать транспорт;
- входить в дома людей, на частные земельные участки, предприятия, учреждения и организации, если это нужно для противодействия внешней агрессии;
- со служебной целью использовать с разрешения владельцев средства связи и автомобили, в том числе специальные, кроме автомобилей дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций.