current_time('mysql') - 2018-02-23 00:13:41 - время сайта (SQL формат).
current_time('mysql') UTM - 2018-02-22 22:13:41 - время сайта (SQL формат).

Савченко VS выборы горсовета

Недавно, в Верховной Раде Украины, состоялся брифинг главы Николаевской облгосадминистрации Алексея Савченко (совместно с народным депутатом Андреем Вадатурским), посвященный внеочередным выборам Николаевского городского совета. Точнее возможности проведения таких выборов.

И это не первое публичное заявление Алексея Юрьевича относительно местных выборов. Он ещё в прошлом году говорил о том, что городской совет необходимо переизбирать. И даже поручил направить в Верховную Раду соответствующие обращения. И даже что-то отправил... Только куда и что? И с какой целью?

Но давайте по порядку. Первые действия (а не просто слова), направленные на запуск процесса проведения внеочередных выборов Николаевского городского совета предпринял народный депутат Артём Ильюк. Ещё 4 сентября 2017 года он направил в Верховную Раду проект постановления о проведении внеочередных выборов городского совета. Мол, городские депутаты постоянно нарушают законы. Сразу же за ним (6 сентября), с подобной инициативой выступил другой народный депутат – Сергей Каплин. Он тоже посчитал, что депутаты и городской голова плохо себя ведут. И предложил сразу переизбрать и совет и мэра. Оба эти проекта, как и положено, были направлены на рассмотрение Комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Который 6 октября, на следующий день после «снятия» мэра Александра Сенкевича, направил на имя николаевского губернатора письмо, с просьбой изучить ситуацию в городском совете и дать свои предложения. Какие такие предложения и почему должен давать глава Николаевской областной государственной администрации по вопросу внеочередных выборов местного совета?! Почему он?! Да потому!

Как уже было сказано в предыдущей статье («Когда же выборы мэра»), в нашей стране решение о проведении внеочередных местных выборов принимает Верховная Рада Украины. Но принимает она его не просто по тому, что захотелось, а по обращению тех, кто уполномочен для этого законами. И в соответствии с процедурой, прописанной в этих самых законах. А в них сказано следующее: согласно закона «О местном самоуправлении в Украине» (статья 78), поставить перед ВРУ вопрос о назначении внеочередных выборов местного совета может или городской (поселковый, сельский) голова или глава областной государственной администрации. Ну, с городским головой у нас всё понятно. Он уже (или пока?) не может ничего… Остаётся глава администрации. Вот поэтому комитет Верховной Рады к нему и обратился. Мол, так как только вы можете поставить перед Верховной Радой вопрос о перевыборах Николаевского городского совета, ждём от вас весточки. А то тут народные депутаты наперебой торопятся сменить власть в Николаеве (11 октября ещё два народных избранника подали в ВРУ проект постановления о перевыборах Николаевского городского совета). И что же губернатор? А он неоднократно заявляет и поддерживает… Ну вы в курсе.

Только давайте посмотрим, как же глава Николаевской областной государственной администрации Алексей Саченко поддерживает идею досрочного прекращения полномочий Николаевского городского совета и проведения внеочередных выборов. Так вот, 17 октября, в вышеуказанный комитет Верховной Рады «ушло» письмо, за подписью первого заместителя главы областной администрации Вячеслава Бонь, о том, что Николаевская облгосадминистрация ставит вопрос о назначении Верховной Радой внеочередных выборов Николаевского горсовета. Казалось бы, ну всё, процесс запущен, остаётся ждать. Но нет! Комитет не принимает данное обращение и достаточно подробно описывает ошибки, допущенные в обращении (копии всей переписки между ОГА и комитетом выложил на своей странице в Фейсбук сам Алексей Юрьевич – можно посмотреть, почитать). Ну ладно, поторопились, ошиблись, спасибо за подсказку, переделаем. И переделали, и в декабре отправили в комитет ещё одно письмо с повторной просьбой к Верховной Раде назначить внеочередные выборы Николаевского горсовета и городского головы. Ждём, так сказать результата, а комитет, уже в январе текущего года, снова отвечает отказом! Мол, письмо ваше на комитете рассмотрели, пришлите решения судов по горсовету и сопроводительные документы к ним. Ну и там ещё Сенкевич в суд подал – будем ждать решения суда, и только потом вернёмся к рассмотрению вашей просьбы. И ещё раз указали на процедурные ошибки допущенные в обращении… Те же самые ошибки, на которые указывали ещё в ноябре прошлого года!

Так что же это за ошибки такие, что комитет Верховной Рады на них так зациклился?! Бюрократы какие, а! Только вот ошибки эти или «ошибки» имеют большое значение, чтобы ходатайство о внеочередных выборах горсовета, хотя бы попало в зал Верховной Рады для голосования! Их всего две, но они ключевые. Первая – Николаевская облгосадминистрация упорно обращается с ходатайством о перевыборах в комитет, а не в Верховную Раду, как это предусмотрено законом. Комитет же уполномочен лишь сделать выводы, изучая поданное в Верховную Раду (именно в ВР, а не в комитет!) обращение. Вторая – перед Верховной Радой вопрос о назначении выборов ставит глава областной администрации, а не администрация как орган исполнительной власти. Именно глава областной администрации наделён такими полномочиями в соответствии с двумя законами – «О местных государственных администрациях» и «О местном самоуправлении в Украине». И разговоры о том, имел ли право Бонь обращаться в Верховную Раду с вопросом о перевыборах, или не имел – некорректны. Потому что ни он, ни Савченко формально не подавали ходатайства. Они просто подписывали прошение областной администрации, которая таких полномочий не имеет! Но тут как в том анекдоте про мышей и кактус…

Поэтому трудно поверить в желание губернатора запустить процесс перевыборов Николаевского горсовета по-настоящему. Невозможно предположить такие просчёты со стороны его команды, учитывая то, что на допущенные ошибки комитет ВРУ указывал ещё в своём первом ответе…

Ну и последнее. В статье речь шла только о процедурных моментах возможности перевыборов Николаевского горсовета. Я сознательно ни слова не написал, ни про наличие или отсутствие оснований для роспуска горсовета, ни про политическую коррупцию. Моё личное желание распустить горсовет не считается. А говорить о политической коррупции, пока оснований нет. В этом отличие от ситуации с досрочными перевыборами городского головы. Так как нет надлежащего обращения в Верховную Раду, у неё пока нет оснований для рассмотрения этого вопроса.

И я продолжаю настаивать, что назначением любых местных выборов должна заниматься Центральная избирательная комиссия, а не Верховная Рада! И решение об их проведении должно приниматься либо на основании досрочного прекращения полномочий городского (поселкового, сельского) головы (добровольного или путём отзыва избирателями), либо на основании решения суда (касательно советов).

 

Михаил Антоненко
Руководитель Аналитического центра «Перспектива»

object(WP_Error)#10670 (2) { ["errors"]=> array(1) { ["invalid_taxonomy"]=> array(1) { [0]=> string(38) "Неверная таксономия." } } ["error_data"]=> array(0) { } }