Рожденные в Николаеве: судьба советских авианосцев

  • 16:32
  • 14.04.2019
050315-N-3241H-001

В начале ХХ века мировые державы мерились силой не золотовалютными запасами, количеством полезных ископаемых или ростом ВВП, а силой своего флота. Законодателем моды тогда была Великобритания, которая создала первый в мире линкор Дредноут. Именно этими исполинами отлитыми из металла и ощетиненными орудиями стали меряться претенденты на мировое господство. Эти корабли были воплощением экономического и технологического развития каждого государства. Однако две мировые войны, последующие развитие технологий, ракетного вооружения и авиации показали, что эра линкоров подходит к концу — на смену им пришли авианосцы. Однако в Советском Союзе считали иначе.

Проекты строительства авианосцев в СССР возникли еще до Второй мировой войны, но с началом военных действий по понятным причинам их заморозили и отложили в долгий ящик. После 1945 года советское командование решило, что с учетом геополитических задач гораздо важнее для флота будет развитие линкоров и крейсеров. В наступившей «холодной войне» Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. В условиях усиления береговой и ракетоносной авиации значение авианосцев в нанесении стратегических ударов делалось второстепенным. В СССР авианосцы прозвали «оружием агрессии» и неустанно твердили об их бесполезности.

Пока в Москве высокомерно относились к американским авианосцам, рассматривая их как «показушное» средство агрессивной политики империалистов, в США шла постоянная работа по модернизации авианесущих кораблей. Последующие войны в Корее и Вьетнаме быстро убедили руководство советского государства в ошибочности их суждений и заставили спешно начать работы по разработке отечественных авианосцев.

Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер Северного флота СССР – «Киев»

Разработка первого проекта советского авианосца закончилась в конце 1960-х и получила наименование 1143 «Кречет». Эти корабли не представляли собой авианосцы в стандартном понимании этого слова. Корабли проекта 1143 были авианесущими крейсерами, которые помимо авиационных соединений на вооружении имели еще ракетные и артиллерийские установки.

Первый корабль данного проекта под названием «Киев» был заложен в 1970 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, так как это было единственное предприятие в стране, которое смогло воплотить и реализовать этот корабль в металле. «Киев» был спущен на воду в 1972 году и спустя еще 3 года он вошел в состав Северного флота. В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и Средиземном море. Корабль за годы службы выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, «Киев» был выведен из боевого состава флота, после — разоружен и продан правительству Китайской народной республики. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь. На сегодняшний день крейсер представляет собой фешенебельный плавучий отель.

Тяжёлый авианесущий крейсер — «Минск»

8 марта 1972 года «Минск» был зачислен в списки кораблей ВМФ Советского союза и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. При его строительстве был учтен опыт постройки авианесущего крейсера «Киев» и отменен ряд ограничений главного конструктора, в частности, по спусковому весу. Был спущен на воду 30 сентября 1975 года, вступил в строй в 1978 году. В ноябре 1978 года был включен в состав Тихоокеанского флота.

С начала 1991 года началась подготовка корабля к переходу в Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта, который в итоге проведён не был. С распадом СССР «Минск» перешел ВМФ России. В 1993 году было принято решение о его разоружении и исключении из состава ВМФ России с последующим разбором на металлолом. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован. Однако, кораблю улыбнулась удача, в конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании и в 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.

Тяжёлый авианесущий крейсер — «Новороссийск»

По сравнению с предыдущими проектами на крейсере «Новороссийск» планировалось увеличить авиагруппу и отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38П. Строился с 1975 по 1978 год на верфи Черноморского судостроительного завода. Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 года. С 1978 года спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии. 15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 полетов самолетов и 2300 полетов вертолетов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани. В январе 1993 года на корабле произошел пожар. В итоге он был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 года было принято решение об его исключении из состава флота. В 1994 году продан южнокорейской компании за 4,314 миллионов долларов. В январе 1996 г. отбуксирован в порт Пусан и разобран на металлолом.

Тяжёлый авианесущий крейсер — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе 26 декабря 1978 года под именем «Баку». В декабре 1986 перешел в Севастополь, затем прошел ходовые и государственные испытания.

Нес службу в Средиземном море. Позже был зачислен в состав Северного флота. После распада СССР перешел в собственность России и был переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». 3 февраля 1992 поставлен на ремонт в Мурманск, после чего в море больше не выходил.

Судьба этого корабля наверное одна из наиболее счастливых из всех авианосцев СССР. Руководство России приняло решение продать его Индии. 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».

Тяжёлый авианесущий крейсер — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлета и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полетную палубу и трамплин для взлёта самолётов.

Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь. Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл летно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. 4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны командованием ВМФ России 1 декабря 1991 года было принято решение экстренно и тайно вывести корабль из Севастополя. 21 декабря корабль прибыл в Видяево.

На сегодняшний день это единственный авианосец ВМФ России. После участия в боевых действиях у берегов Сирии корабль поставлен на ремонт, который должен продлиться до 2021 года.

Тяжёлый авианесущий крейсер — «Варяг»

«Варяг» заложен 6 декабря 1985 года на Черноморском судостроительном заводе и спущен на воду 25 ноября 1988 года. После распада СССР в 1992 году, при 67% технической готовности, строительство корабля было приостановлено и авианосец законсервирован.

Ещё до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года, в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся «Варяг» отошёл Украине. Не имея средств на его достройку молодое государство приняло решение продать корабль.

В апреле 1998 года авианосец купила китайская компания за 20 миллионов долларов, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Однако, в итоге корабль был достроен и переименован — авианесущий крейсер Военно-морских сил КНР «Ляонин». На сегодняшний день корабль является единственным китайским авианосцем.

Атомный тяжёлый авианесущий крейсер — «Ульяновск»

Он стал вершиной эволюции советских авианосцев. «Ульяновск» должен был стать первым советским авианосцем с ядерной силовой установкой и флагманом ВМФ СССР.

11 июня 1986 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало Черноморскому заводу в Николаеве заказ на постройку корабля проекта 11437, договор на строительство которого был заключен 30 декабря 1987 года. 4 октября 1988 года новый корабль под названием «Ульяновск» был зачислен в списки ВМФ СССР. Его официальная закладка состоялась 25 ноября 1988 года на стапеле Черноморского судостроительного завода, сразу же после спуска на воду авианосца «Варяг».

При закладке корабля стоимость строительства была определена в 800 миллионов рублей, а общая стоимость с вооружением и расходами на проектирование составляла колоссальную по тем временам сумму в два миллиарда советских рублей. Стапельный период постройки определялся в 2,6 года, а к созданию корабля было подключено около 600 заводов. В декабре 1995 года атомный авианосец «Ульяновск» должен был вступить в строй.

Однако распад СССР не позволил свершиться этим планам. 1 ноября 1991 года «Ульяновск» был исключен из состава ВМФ, финансирование проекта прекратилось. Некоторое время завод на собственные средства вел монтаж и сборку, но в начале 1992 года, после распада СССР и Россия, и Украина окончательно отказались от дальнейшего строительства авианосца. В соответствии с распоряжением от 4 февраля 1992 корабль был разобран на металлолом.

Новости

22 сентября 2019
21 сентября 2019